Урочище Поднависла – место силы, исполнения желаний, живой воды и священной памяти
Урочище Поднависла – место силы, исполнения желаний, живой воды и священной памяти
Туристы специально ищут неприметный поворот на Горячеключевском направлении и пробираются по бездорожью, чтобы полюбоваться удивительным ландшафтом и коснуться левой руки памятника Аршалуйс Ханжиян. Это имя навсегда вписано в историю Великой Отечественной войны. После ожесточенных боев близь горы Нависла хрупкая девушка лечила солдат, оберегала братские могилы и всю свою жизнь посвятила созданию поляны памяти. Продолжательницей благородного дела стала племянница Аршалуйс Галина Ханжиян, которая в интервью «ЖК» рассказала, почему в урочище стремятся попасть не только ценители истории, искатели приключений и любители природы, но и обладатели самых заветных желаний.
Почему исторический памятник Поднависла так притягателен для туристов?
- Это тихое, уединенное место с богатой историей и памятными традициями. Ежегодно гости приезжают из разных уголков края и страны, чтобы подышать чистым горным воздухом, испить целебной воды из родников, сходить в ущелья и к водопадам, помолиться в часовнях и поклониться освободителям Горячего ключа, которые покоятся в трех братских могилах. Ежегодно в памятные даты Великой Отечественной войны на поляне памяти проходит мероприятия. В Поднависла захоронены около тысячи участников ВОВ. С 2013 года поисковики нашли в окрестностях Горячего ключа и перезахоронили здесь еще 176 бойцов, фамилии 10 удалось установить. Родственник одного из них приезжал на церемонию захоронения. Туристы по сложившейся доброй традиции собирают камни. Дети и взрослые, приезжающие к нам, берут камни со скалы и переносят на правый берег реки, тем самым укрепляя его. Группы школьников и туристов приезжают с экскурсиями, посещают дом-музей Аршалуйс Ханжиян и с интересом слушают живые свидетельства о войне, которыми тетя делилась со мной при жизни.
Галина Николаевна, почему многие туристы называют Поднависла поляной бабушки Аршалуйс?
- Под горой Нависла находился маленький хутор, жители которого во время жестоких боев за освобождение Кавказа укрылись в Монастырском ущелье. Возле водопада Кесух пряталась и наша семья. Тетя Аршалуйс отказалась покидать родной дом. Когда в Поднавилса организовали санчасть, она ухаживала за ранеными солдатами. Павших бойцов хоронила на поляне и таскала камни, чтобы отметить места захоронений. В начале 80-х годов поляну памяти хотели затопить и организовать место рыбалки. Сюда пригнали спецтехнику, чтобы все сровнять с землей. Тетя встретила бульдозер с ружьем. Ей даже пришлось сделать предупредительные выстрелы. Не пустила и не позволила разрушить место, где спят солдаты. У ворот росла груша, под которой на лавочке любила сидеть тетя Аршалуйс. Это изображение воссоздал в памятнике известный кубанский скульптор Владимир Жданов. Памятник стал знаковой достопримечательностью Поднависла. Обратите внимание на левую руку памятника Аршалуйс Ханжиян - туристы отполировали ее до блеска, потому что обращаются с просьбами и верят, что будут услышаны. Многие защитники Горячего ключа, в судьбе которых она сыграла благую роль, возвращались на поляну памяти и делились воспоминаниями. Николай Колесниченко воевал в составе 26-го пограничного полка и через годы вернулся сюда с внуком. Он вспоминал, что их часть переформировали и через перевалы они изможденные пришли к дому Аршалуйс. Он попросил воды, а она вынесла молоко. Ветеран признался, что на всю жизнь запомнил особенный вкус этого молока и облик высокой, стройной 28-летней девушки с двумя длинными косами. По словам Николая Ивановича, тетя Аршалуйс с тех пор оберегала его. Он несколько раз едва не погиб в боях в районе Фанагорийского, но невидимая рука будто уводила его от снарядов и пуль. И таких историй очень и очень много. Моряка Петра Богомазова ранили в бедро. В госпитале в Поднависла ему сообщили, что ногу придется ампутировать. За ним ухаживала тетя Аршалуйс и раненый боец обратился к ней с надеждой: «Шура, сестричка, помоги спасти ногу». Наша бабушка занималась целебными травами и научила тетю Аршалуйс, как лечить. Ногу удалось спасти. И Петр Ильич всю жизнь был безмерно благодарен, часто навещал тетю и помогал ей. Я слышала, как стоя на ее могиле, пожилой ветеран с тросточкой произнес: «Спасибо тебе, сестричка, ты меня спасла».
Некоторые гости этих мест называют Аршалуйс Киворковну волшебницей. Как вы думаете, почему?
- Это правда. Тети не стало в 1998 году. В том же году армянская община построила в Поднависла часовню. Я положила в этой часовне первую книгу желаний, куда все приезжающие могли записывать самые сокровенные пожелания. С тех пор я регулярно меняю книгу на чистые 96 листов, а все заполненные бережно храню в доме-музее Аршалуйс Ханжиян. Люди часто возвращаются к ее дому, чтобы найти свои записи и поблагодарить за исполнение мечты. Многие просили ребеночка, и я с радостью встречаю парад детей с их счастливыми родителями. Была семья, которая 16 лет мечтала о ребенке, и после визита в Поднависла чудо случилось. Благодарные родители вернулись к нам уже вместе с сыном. Сейчас книга желаний находится в русской часовне, которую построили здесь же в 2003 году.
Весть о живой воде, которую можно испить возле русской часовни в Поднависла, тоже небезосновательна?
- Да, в Поднависла несколько источников с целебной водой. Один из них получил название «Родник здоровья». Мы в детстве каждый день бегали к роднику и приносили бидончик с водой для бабушки Зайтар. В воду нужно было положить три камушка с родника, чтобы она не утрачивала свои свойства. Наша бабушка прожила почти 100 лет, а тот родник по сей день бежит. Три года назад сотрудники контрольно-счетной палаты под руководством тогдашнего председателя Юрия Агафонова провели родниковую воду к русской часовне. Вода в этом источнике серебряная, я проверяла. А еще в Поднависла можно полакомиться лечебным, гипоаллергенным медом. Дедушка Киворк и тетя Аршалуйс занимались пчеловодством, здесь и поныне добывается удивительный по своим свойствам горный мед каштан-липа-разнотравье.