Главные новости Иркутска
Иркутск
Декабрь
2018

«Бросал в рот колбасу и ждал, пока оттает»

Пройти по льду более 150 километров, ночевать в палатке в минус 20, топить лед для чая на костре, видеть, как тот же лед трескается под ногами. Считаете, что это слишком экстремально? А вот два пенсионера из Голландии не побоялись суровых условий. Они рассказали, как на коньках покоряли Байкал и провели неделю в русской глубинке…

В Голландии катание на коньках — национальный вид спорта, как хоккей в Канаде или лыжи в Норвегии, поэтому неудивительно, что именно голландцы заинтересовались коньковым походом по зимнему Байкалу. Что он собой представляет? Каждую зиму на Байкале проводятся десятки туров с разным уровнем сложности, и коньковый поход — не самый простой из них.

Маршрут проходит по безлюдным местам. В день нужно преодолевать по 15-20 километров на озерных коньках, ночевать в палатках и готовить еду на костре. Плюс к этому — везти вещи на санях-волокушах и быть стойким к суровым погодным условиям. Пожилые голландцы не побоялись мороза и ветра и отправились в такое экстремальное путешествие, чтобы осуществить свою давнюю мечту — покататься на самом большом катке в мире.

Кэролайн 66 лет, Эдриану — 70, оба уже на пенсии. Он работал в IT-сфере, сейчас живет в центре Амстердама, ведет активный образ жизни — ездит на велосипеде, катается на коньках. Она — бывшая госслужащая, участница первой женской рок-группы в Голландии. Отлично выглядит, следит за собой и даже на Байкал взяла губную помаду.

Спортивный стаж более 40 лет. Дома они регулярно посещают конькобежный клуб. Однажды там разместили объявление о зимнем походе по Байкалу. Для них покататься по идеальному льду самого большого в мире катка было давней мечтой. Родственникам идея не очень понравилась: они переживали, что это глушь, их пугали суровые условия и сам факт поездки в Россию. Пройти такое испытание довольно сложно даже для спортивной молодежи, но несмотря на опасения, родственники все равно поддержали выбор такого непростого варианта отдыха.

Кэролайн и Эдриан рассказали о своих зимних приключениях в России, о гостеприимстве местных жителей и об особенностях русской кухни.

Четыре дня по Транссибу

Эдриан: Нас в группе было четверо из Голландии. Идея поездки пришла в голову Флоришу (ему на момент похода исполнилось 78 лет). Он нашел эту программу, связался с российским гидом, узнал все детали. Повесил объявление в конькобежном клубе — так собралась наша команда. Мы сразу решили, что до Москвы долетим на самолете, а в Иркутск поедем на поезде. Очень хотелось увидеть разные уголки России.

Карта Байкала для конькового похода

Кэролайн: Транссибирская железная дорога, безусловно, мечта для многих жителей западноевропейских стран. Об одной из самых длинных железных дорог я знала еще с уроков в начальной школе. За четверо суток пути (Москва — Иркутск) можно выспаться, увидеть удивительные пейзажи и постепенно привыкнуть к часовому поясу. Летать на самолете скучно. А поезд к тому же гораздо более экологичный вид транспорта.

Эдриан: Поездка на поезде стала приключением сама по себе, мы постепенно привыкали к разнице во времени. Ели в вагоне-ресторане, но еда была не самой вкусной. Много общались с проводницами, которые бегло говорили по-английски. В вагоне ехали в основном красивые русские девушки и военные. Все с нами фотографировались.

В поезде впервые попробовали русскую водку. Запомнились женщины в платочках, которые на остановках продавали пирожки — у нас такого нет. А вот самым ужасным впечатлением стал растворимый кофе, который невозможно было пить. Мы привыкли к натуральному кофе, и его нам очень не хватало.

Разговоры у костра и ночевки в минус 20

Эдриан: Когда приехали в Иркутск, гиды первым делом осмотрели наш инвентарь и убедились, что он соответствует условиям похода. Потом сделали пробный выход, чтобы мы могли привыкнуть к технике озерных коньков и почувствовать лед. В целом это оказалось не очень сложно и больше похоже на катание на лыжах.

Лед на Байкале фантастический: толщина больше метра, а видно каждый камушек на дне. Я такого прозрачного льда никогда не видел! Нам повезло с погодой, светило яркое солнце, температура от минус 20 до минус 10 градусов по Цельсию, и только один раз дул сильный ветер. В среднем проезжали по 15-25 километров в день. Несколько дней спали в палатке и несколько раз в гостевых домах.

Кэролайн: Я больше всего боялась ночевать в палатке в такой мороз. Все-таки мы уже не молодые — все участники группы старше 66 лет. Палатка выглядит как шатер, в котором помещается до 15 человек. Спали в термобелье и двух спальниках. Хотя температура опускалась до минус 20 градусов, было тепло и вполне комфортно. Самое сложное — вылезти утром из спальника.

Эдриан: Когда доезжали до места лагеря, то первым делом устанавливали палатку. Потом пилили дрова, разводили костер, топили лед в котелке для приготовления еды и чая. По вечерам, сидя у костра, приятно и душевно общались. Это были настоящие живые эмоции!

Разговаривали о работе, о политике, о том, что происходит в разных странах, о туризме, о Байкале. От русских ребят узнали много нового о жизни в России. Для нас Россия — необъятная страна, непонятно, как ее пересекать и за какой край ухватиться. Радовало, что не было языкового барьера.

Ледяные скалы на Байкале

Кэролайн: Основную работу по лагерю делала наша команда гидов, но мы тоже помогали чем могли. Хотя это не было обязательным, но для себя я выработала главное правило такого похода: нельзя слишком долго сидеть, нужно двигаться, чтобы не замерзнуть.

Эдриан: На маршруте неважно, насколько далеко мы находились от запланированного места стоянки, ведь все вещи были на наших санях, и разбить палатку можно было прямо на льду. Нам не довелось это испытать, но было бы удивительно, хотя и очень страшно, просыпаться от треска льда и переживать, что прямо под палаткой он разойдется и ты провалишься в трещину.

Лед не всегда идеальный, вдоль берега встречаются неровности. Большие участки ровного черного льда чередуются с трещинами и снегом. Иногда удавалось быстро перепрыгивать через трещины прямо на коньках, иногда надевали обувь с кошками и шли пешком, а несколько раз достаточно долго перелезали через большие ледовые нагромождения. В один из дней произошел неприятный случай: я упал в трещину и насквозь промочил ногу почти по пояс. Пришлось быстро снимать мокрую одежду и переодеваться в сухую.

Кэролайн: Каждый из нас не раз падал на льду, но спасала защита. Правильно подобранная экипировка играет большую роль. Еще очень важно следовать инструкциям гидов. У нас были хорошие сопровождающие, которые вовремя давали дельные советы. В том, что мы получили от похода положительные эмоции, — их большая заслуга.

Эдриан: Нам выдали специальные озерные коньки, но я взял с собой и мои голландские фирмы Viking. Попробовал и одни, и вторые — озерные все-таки лучше адаптированы к условиям Байкала. Большую часть похода я проехал на российских коньках.

Меня удивило, что многие местные жители воспринимают такие походы не как серьезное спортивное мероприятие, а как легкую прогулку. Я основательно готовился: консультировался по экипировке, брал все с запасом. А тут мы встречали смельчаков, которые идут в одиночку, видели группы на обычных фигурных коньках, велосипедистов на шипованных шинах и даже авантюристов на мотоциклах. Как так можно?

Походные трудности

Эдриан: Во время таких походов приходится подстраиваться под погодные условия. Один раз, когда разводили костер, начался сильный снег. Костер быстро погас, одежда промокла. Нам посоветовали сложить одежду в спальный мешок — и на утро она была уже сухой. В ту ночь выпало больше пяти сантиметров снега.

На следующий день ехать на коньках было невозможно, пришлось идти пешком и тащить за собой сани с вещами. Дорога казалась бесконечной. Все устали — было непросто, но мы преодолели запланированное расстояние. Зато в тот день увидели захватывающий пейзаж: с другой стороны озера находится горный массив материка, который нависает над равниной из черного льда. Очень впечатляет!

Пища конькобежцев

Кэролайн: Мы решили следующий день провести на острове и ночевать в гостевом домике, а позже встретиться с остальными участниками группы, которые завершали поход на коньках. Я не пожалела, что это время провела не на льду. Мы много гуляли и попали на традиционный праздник, узнали, что такое коновязи и для чего их устанавливают.

Пообщались с местными жителями. Люди были добрые и открытые, встречали нас с теплом. Не верили, что нам столько лет, и удивлялись, что мы приехали из Голландии ради того, чтобы увидеть Байкал и покататься по нему на коньках.

Эдриан: В походе горячее ели только утром и вечером, а на льду перекусывали печеньем, сыром, колбасой и сладким. Было так холодно, что все быстро замерзало. Помню, забрасывал в рот колбасу, ждал пока она оттает и только потом жевал. Спасали термосы с горячим чаем.

Кэролайн: Очень понравилась русская еда. Попробовали новые для нас блюда, например, позы (бур. «буузы» — блюдо, похожее на хинкали или манты). Покупали на рынке в Листвянке омуля — и нам невероятно вкусно его приготовили. Там же можно было купить свежеприготовленную рыбу и сагудай (свежая подсоленная рыба с маринованным луком).

Эдриан: Из-за изменения погоды наш маршрут поменялся: вместо еще одного запланированного перехода на коньках, мы провели день на острове Ольхон. Ночевали в домике, который построили специально к съемкам фильма «В лесах Сибири» по роману французского писателя. Сейчас за этим домиком следит егерь, в нем останавливаются туристы. Внутри все достаточно просто — сделано из дерева, есть печка, но главное — тепло.

Ходили в русскую баню, где парились веником. Это были непередаваемые ощущения, как будто заново родился. Как пошутил наш гид, весь смысл похода в том, чтобы в конце сходить в баню.

Край мечты

Эдриан: Сибирь — место, где хотят побывать многие иностранцы. Настоящая первозданная природа, незабываемые впечатления, истинное испытание духа. Мы — опытные путешественники, много чего видели, но не могли поверить, что на земле есть места, где ты чувствуешь себя единственным человеком на всей планете.

Возможности оказаться наедине с природой, посидеть у костра вдали от людей, — в Голландии нет. У нас нет таких территорий, нет парков, где это разрешено, а в Сибири на сотни километров — никого. Никакой цивилизации, вокруг только суровая дикая красота, бесконечные звезды, скрипит снег под ногами, и волшебный лед, о котором так долго мечтали.

Из-за отсутствия городского света на Байкале фраза «переночевать под звездами» приобретает буквальный смысл

Было много необычных ощущений ото льда. Он издает много звуков. Утром, когда выходит солнце, и вечером, когда оно садится, лед сжимается или расширяется. Когда пласты сталкиваются, получается звук, будто где-то далеко выстрелила пушка — глухо и раскатисто. Легкое гудение идет по поверхности вокруг тебя. Еще не знаешь, где трескается лед, но уже вдалеке слышишь звуки. Трещины могут проскочить между ног быстро, как змея. Лед все время живой, я останавливался и слушал его.

Вокруг озера — другая картина — замерзшие реки и водопады, огромные свисающие со скал сосульки, ледяные пещеры и гроты, причудливые скульптуры изо льда. Все застыло и замерло. Время остановилось.

Итоги путешествия

Эдриан: Меня поразило то, что с момента моего последнего визита в Россию прошло всего десять лет, а в стране многое изменилось и модернизировалось. Появилось активное молодое поколение. Несмотря на то что возможности иногда ограничены в суровых условиях, люди быстро находят выход из сложных ситуаций. Хотя у нас не все прошло по плану, но это было потрясающе. Одна из самых запоминающихся моих поездок.

Кэролайн: Хотелось бы дать несколько рекомендаций тем, кто планирует покорить зимний Байкал как мы:

1. Настройтесь на правильную технику скольжения. Озерные коньки больше похожи на лыжи.

2. Не бойтесь ночевать в палатках. При правильном снаряжении это комфортно и абсолютно незабываемо. Главное — морально к этому подготовиться.

3. Выполняйте инструкции гида, чтобы избежать неприятностей.

Наш опыт показывает, что коньковый поход — это непросто, но вполне осуществимо. Многие туристические компании организуют подобные походы и дают полную информацию о поездке.

Беседовала Надежда Наймушина

Фото: Михаил Коростелев, Елена Козачек

Можно ли перевестись из одной автошколы в другую в процессе обучения?

Обзор известных приложений, созданных на iOS

В Москве ежегодно состоялся юбилейный, всероссийский, патриотический гала-концерт «Проза и поэзия» «Россия - семья семей»

Агния Кузнецова в шоу «Вкусно с Анфисой Чеховой» рассказала, как убедила Балабанова взять на роль её однокурсника

В Подмосковье росгвардейцы задержали гражданина, находящегося в розыске.

Масспостинг вертикальных видео в TikTok, Youtube-shorts, ВК-клипы, Reels.

В городском округе Домодедово проведена агитационно-разъяснительная работа с населением о сохранности имущества.

Пластический хирург Александр Вдовин: как избавиться от мешков под глазами

Elle King shares major life update after opening up about 'toxic' relationship with dad Rob Schneider

Every time we go on holiday my husband ogles other women on the beach

Inexperienced Secret service agent called tech support hotline for help piloting drone ahead of Trump rally shooting: bombshell report

Raging Richarlison slams ‘f***ing s***’ card as Tottenham star’s EA FC 25 rating is revealed

Танцы северных огней

Осеннерадостная....

Специалисты обозначили наиболее востребованные для приобретения и страхования автомобилей полисы КАСКО.

В Екатеринбурге показали, как будет выглядеть обновленный сквер Бориса Рыжего

Мафия-НН: Густой аромат армянского кофе наполнил воздух старательно украшенной гостиной.

Мультиплеерный данжен-кроулер Greedy Wizards: Speed Dungeon вышел в новой стране на iOS и Android

Ранняя версия Mini Empire: Hero Never Cry с русским языком доступна в Google Play

Кровь, кишки и всё такое в трейлере новых добиваний для Mortal Kombat 1

Сергей Светлаков пригласил турецкую звезду Бурака Озчивита сыграть в продолжении «Беляковых в отпуске»

Сарюна Бальжинимаева рассказала о новой песне

ТНТ и Кинопоиск представляют первый тизер новогоднего телефильма «Небриллиантовая рука»

«Я сидел спиной к сцене между двумя незнакомыми людьми». Павел Воля в Comedy Club рассказал подробности о свадьбе Харламова

Стало известно, в каких городах россияне чаще останавливаются в хостелах

Предпоследний декабрист

Муралы городов Транссибирской магистрали создают во Владивостоке

Метеорологи предупреждают об ухудшении погодных условий 28 сентября

В число амбассадоров Иркутской нефтяной компании попали двое политеховцев

Три человека погибли в утренней аварии на трассе Р-255 Сибирь в Иркутской области

Рахимова обыграла Биррелл и вышла во второй круг WTA 1000 в Пекине

Токио (ATP). 1-й круг. Хуркач сыграет с Гироном, Берреттини – с ван де Зандшульпом

Теннисист Надаль вошел в состав сборной Испании на Кубок Дэвиса

Александр Зверев снялся с турнира ATP-500 в Пекине

День воспитателя: история праздника, интересные факты и поздравления

Студента из Тулуна осудили на 13 лет за госизмену

В число амбассадоров Иркутской нефтяной компании попали двое политеховцев

Музыкальные новости

Внимание Премьера! 6 ноября в ДК им. Ленсовета рок-мюзикл «Страсти по Меркьюри. Remastered»

ДС «Олимпийский»: в Рязани отменен концерт Арбениной 9 ноября

Депутат ЗСК Виктор Тепляков принял участие в 44-й сессии региональной Думы

Баста въезжает в новый сезон своего шоу МС Taxi на «бентли» в компании MIRAVI.

Сарюна Бальжинимаева рассказала о новой песне

Легенда мирового хоккея Игорь Ларионов - амбассадор бренда "Лошадиная сила"

Рифат Сабитов: "Персональные данные в системе Google не защищены"

Собянин: Конкурс грантов для НКО побил рекорд по числу одобренных заявок

Всероссийские соревнования по велоспорту на шоссе состоятся в Приангарье

Двор на три дома благоустроили в Тынде по федеральной программе

Три человека погибли на трассе "Сибирь" при выезде авто на встречку

На улице Новаторов в Иркутске обустроили новую автопарковку

Игорь Кобзев принял участие в заседании Президиума Госсовета по развитию экспорта

В рамках нацпроекта «Образование» в Приангарье обновили девять школьных спортзалов

Игорь Кобзев принял участие в заседании Госсовета по развитию экспорта под руководством Президента РФ

Жителей Приангарья приглашают поддержать педагога – полуфиналиста федерального проекта «Классная тема!» из Иркутской области

Рентгенолог Чекалина усомнилась в целесообразности частых КТ при COVID-19

Больной туберкулезом умышленно уклонялся от лечения в Иркутской области

Напавшего на одноклассников с молотком эвакуируют в больницу Иркутска

В сентябре Иркутск на несколько дней стал столицей российской педиатрии

Зеленский отреагировал на выделение нового пакета военной помощи от США

Человек-скандал: Все яйца Зеленского — в корзине Камалы Харрис

Байден анонсировал поставку Киеву дальнобойных ракет

Иницитатива Киева: Белый дом снял ответственность за визит Зеленского на военный завод

Презентация документального фильма «Непридуманные истории» состоялась в Иркутске

Спортсмены из 70 регионов страны планируют приехать в Иркутск на чемпионат России по боксу

Товарищеский хоккейный матч прошел между командами из Подольска и Ангарска

Как только НАТО нападет на Беларусь, будет применено ядерное оружие – Лукашенко

Лукашенко назвал условие, при котором Минск применит ядерное оружие

Лукашенко дал ответ на вопрос, в каком случае Минск применит ядерное оружие

Александр Лукашенко анонсировал название для 2025 года и всей пятилетки, у студентов было другое предложение

Губернатор прокомментировал ситуацию с подключением к теплоснабжению в Иркутске

Игорь Кобзев принял участие в семинаре-совещании по подготовке к Государственному Совету РФ по развитию экспорта

Игорь Кобзев принял участие в подготовке к заседанию Госсовета по развитию экспорта

Игорь Кобзев представил на Российской энергетической неделе опыт Иркутской области по использованию золошлаковых отходов

Окарауливание силами МЧС России производится на полигоне ТБО в Братском районе

Ухудшение погоды прогнозируют метеорологи в Иркутской области 25 сентября

Телемачта Саранска поддержит День тигра подсветкой

Вопросы обращения с ТКО остаются на контроле комитета по природопользованию

Сплошная химия, а не соль: Роскачество выявило 5 марок поваренной соли, которые лучше не покупать

Предпоследний декабрист

Метеорологи предупреждают об ухудшении погодных условий 28 сентября

Три человека погибли на трассе "Сибирь" при выезде авто на встречку

Беспроводной сканер штрих-кодов SAOTRON P05i промышленного класса

Написал сообщение родным и исчез: Депутат и бизнесмен внезапно пропали на вертолёте Robinson под Архангельском

ТСД SAOTRON RT41 GUN: практичный, производительный, надёжный

В пропавшем в Архангельской области вертолете находился депутат Сметанин

Прогноз погоды в Крыму на 26 сентября

МВД: полиция в Симферополе задержала пенсионерку по подозрению в убийстве детей

Творческая композиция «Диво дивное руки творят».

Под Симферополем продолжается строительство нового крупного микрорайона

Начинается ремонт проходящего через город Усолье-Сибирское участка трассы Р-255 Сибирь

День воспитателя: история праздника, интересные факты и поздравления

Политеховцы Илья Бизимов и Давид Яковлев – амбассадоры Иркутской нефтяной компании

СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *