Покоритель Арктики и Антарктики из Тольятти рассказал, как спасался от белых медведей и проехал 700 км на собачьих упряжках: «Не покоряйте природу, а вживайтесь в нее»
Артур Чубаркин – заслуженный путешественник России, побывавший в экспедиции по поиску снежного человека на Памире, проехавший более 700 километров на собачьих упряжках и установивший флаг Самарской области на Северном Полюсе. Кроме того, его стаж в фотосъемке и видео составляет 50 лет, а на счету более 15 сложных маршрутов по нашей планете. Эксклюзивно для редакции ProGorodSamara Артур рассказал, почему решил связать свою жизнь с путешествиями, как он спасался от белых медведей и поддерживает ли его увлечения семья.
Фото предоставлено редакции ProGorodSamara
Артур, расскажите немного о себе?
— Я родился на Чукотке в семье полярного летчика. Это определило мои жизненные приоритеты. С детства я дружил с чукчами и эскимосами, ходил в тундру и почти до Берингова пролива. С собой в походы и экспедиции я всегда беру гитару, фотоаппарат и видеокамеру.
Справка:
Артур Чубаркин — врач-психотерапевт, сексолог, психиатр, психолог, кандидат медицинских наук, заведующий городским центром психотерапии «Мой Мир» в Тольятти. Кроме того, он является президентом «Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти», членом европейской профессиональной Психотерапевтической Лиги, почетным академиком Международной Академии энергоинформационных наук, супервизором Российской Психотерапевтической Ассоциации и автором тренингов по когнитивно-поведенческой и телесноориентированной психотерапии.
Когда вы начали путешествовать? Где вы оказались впервые и какие эмоции испытали?
— Первый мой поход состоялся, когда я был в третьем классе. Мы шли по настоящей тундре, где живут белые и бурые медведи, росомахи, песцы, лисы. Это был поход из Горячих Ключей до чукотского поселка Лорино. Нас было 30 пацанов, почти 30 километров нас вели учителя по труду и физкультуре. Переправлялись через речки, сталкивались с трудностями, но были очень довольны собой.
После того, как моя семья отработала на Чукотке 15 лет, мы переехали в Самару. Это был 9-10 класс, я попал в школу № 127, где директор водил подростков в водные походы. Первый мой такой поход был по реке Сылва в Пермском крае. Это тоже меня настроило на правильный лад. Когда я поступил в мединститут, то первое, что я сделал, конечно же, пошел в туристическую секцию.
В студенческие годы мы ходили на плато Хамар-Дабан в Сибири на 18 дней. Шли по зарослям в дожди, согревались потом в палатках. Ходили на Урал, в парусные походы по Волге и не только. Так я добрался до экспедиций — маршрутов, которые еще никто не проходил.
Что вам помогало преодолевать себя?
— Конечно, мне помогали навыки психотерапевта. Медицинские образование позволяло мне не бояться забираться в самые удаленные уголки. С собой я беру аптечку, ведь помощь может понадобиться кому угодно.
В каких экспедициях вы были?
— Одна из самых запоминающихся была парусная экологическая экспедиция на Байкале, когда был массовый падеж нерп из-за аварии на целлюлозном комбинате. Мы на парусах прошли по северному побережью и по заданию Новосибирской академии наук составляли протоколы по факту обнаружения погибшей нерпы.
Еще одна экспедиция по поиску снежного человека была с «Комсомольской правдой». Также в 1993 году я был в экспедиции на Чукотке, мы ходили к месту гибели российского первопроходца Никиты Шалаурова. В 1764 году он отправился в поход на восток, который оказался последним. Он пропал без вести со всеми своими спутниками.
Фото предоставлено редакции ProGorodSamara
Есть ли правила, которых вы придерживаетесь в путешествиях?
— Безопасность. Организация маршрута с максимальной степенью безопасности — это очень важно. Обычно на встречах в школах, туристических секциях я рассказываю об экспедициях, и у меня спрашивают, с какими опасностями я сталкивался, но обычно все мои походы проходят без них. Например, встреча с белыми медведями в арктической экспедиции — это норма. Когда-то чукчи меня учили, как «договориться» с медведем, чтобы он ушел. На Северном Полюсе с Георгием Карпенко мы придумали собственный способ отпугивания: брали колпачок керосина и разбрызгивали в сторону медведей. Происходил удар резкого запаха по обонянию медведя, и он уходил.
Конечно же, еще одно правило — не покорять, а вживаться, чувствовать природу. Тогда ошибок будет меньше.
Дорого ли обходятся экспедиции?
— Да, много сил, средств и времени вкладывается в экспедиции. Конечно, я сотрудничаю с фирмами, которые занимаются полярными снаряжением и питанием. Например, когда мы шли на Северный Полюс, то основной едой у нас были космические сублиматы — порошки под названием «борщ» или «гороховая каша». Вкус как настоящий, калории на месте, но на вид — порошок.
Я видела, что вы участвовали в гонках на собачьих упряжках, расскажете подробнее?
— С другом детства эскимосом Сашкой Амираком бродили по тундре, с удовольствием катались на собачьих упряжках со взрослыми каюрами. Уже тогда родилась мечта иметь свою упряжку. Реализовал ее в 2004 году, когда с Георгием Карпенко готовились на Чукотке к автономному достижению Северного полюса, сформировали упряжку из чукотских ездовых собак, а в 2006 достигли с собачками и Северного полюса. В 2013-м впервые прошел гонку «Надежда» в составе оргкомитета, что позволило организовать подобную гонку на собачьих упряжках «Волга-Квест» по Волге (Тольятти — Самарская Лука — Ульяновск — Казань).
Настал момент поучаствовать в гонке «Надежда» на Чукотке уже в качестве каюра! Упряжку из чукотских ездовых брал в селе Лорино у каюра-гонщика, призера гонки, Александра Долгодушева. Стартовали мы 29 марта, а финишировали 8 апреля. Я занял 10 место.
Чукотские сувениры / Фото предоставлено редакции ProGorodSamara
Артур Чубаркин выступает в Тольяттинском краеведческом музее / Фото предоставлено редакции ProGorodSamara
А как ваша семья относится к экспедициям?
— Мои дети с первого года жизни вместе со мной и женой участвовали в походах, катались на собаках по Карелии. Сын и дочь очень любят путешествия, часто меня уговаривают организовать маршруты и вкладываться уже в моих внуков.
Справка:
Артур Чубаркин награжден почетной грамотой губернатора Самарской области, знаком мэра «За заслуги перед г.о. Тольятти». Также он является лауреатом премии им. М.В. Ломоносова, премии «Грани экстрима», лауреатом конкурса «Послы Самарского региона», номинантом областного конкурса «Народное признание» Самарской области. Артур награжден знаком «Заслуженный путешественник России», имеет шесть ведомственных медалей и медаль семье «За любовь и верность».
Артур, а что посоветуете новичкам?
— Мы живем в замечательном месте. Рядом Волга, Сок, Кондурча, Самарка, которые позволяют путешествовать на байдарках. Рекомендую начинать это дело с детства, ведь рядом Самарская Лука, где все дышит историей и нет сотовой связи. Зимой здесь серьезные морозы. Также обязательно используйте принцип постепенного усложнения маршрутов по категориям и не экономьте на безопасности. И, как я уже говорил, не покоряйте природу, а вживайтесь в нее.
Артур Чубаркин прошел больше 700 км на собачьих упряжках по Арктике / Фото предоставлено редакции ProGorodSamara
Ранее писали: Рыбак с 30-летним стажем назвал лучшие места для ловли рыбы в Самарской области