Там, где Божия Матерь явила Свой образ…
21 июля Церковь празднует явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани в 1579 году, а вместе с тем – еще целого ряда чудотворных списков этого столь любимого в нашем народе образа Царицы Небесной. Это, например, Московский список, находившийся в ополчении Минина и Пожарского при освобождении столицы от польских интервентов в 1912 году. В память о помощи Богородицы в те дни был выстроен Казанский собор на Красной площади. Это и Петербургский список, находящийся в Казанском соборе города на Неве – перед этим образом молился Михаил Илларионович Кутузов, командовавший русской армией в самые тяжелые моменты Отечественную войны 1812 года. Он возложил образ Божией Матери на себя, вверяя себя Ее всесильному охранению и помощи. После разгрома армии Наполеона серебро, отнятое казаками от французов, военачальник принес в дар Казанскому собору, считая победу над врагом проявлением милости Царицы Небесной. Известны чудотворениями и иные списки Казанской иконы, а на месте явления такого образа в Рязанской земле даже возвели монастырь с довольно редким именованием…
Почти тысяча православных монастырей, скитов, пустыней были основаны на территории епархий Великороссии за время ее существования. Наименований обителей множество: в честь больших церковных праздников, почитаемых святых, икон Божьей Матери. А вот упоминание в названии слова «явленский», даже глубоко окунувшись в историю, можно встретить не так часто. Один из таких – женский монастырь города Рязани. Основан он был еще в XVI веке. Предание гласит, что обитель возвели на месте явления Казанской иконы Божьей Матери, и с тех пор она именовалась как Казанский Явленский девичий монастырь.
К сожалению, подробная история появления этой иконы была утеряна во второй половине XVIII столетия. Об этом свидетельствует ответ игумении обители на письмо архиепископа Гавриила (Городкова). Когда в 1845 году произошло исцеление слепой крестьянки по молитве у списка Казанской иконы, владыка предписал «отобрать обстоятельное историческое сведение об образе Казанския Божия Матери». На это настоятельница отвечала: «В прежнем монастыре таковое историческое описание было, которое в 1781 году игуменьею Евгениею (не оставив копии) было представлено в Рязанскую духовную консисторию...» Далее, по словам матушки, след описания теряется.
Но в конце своего письма она приписала: «Сверх сего, касательно местного храмового образа Казанския Богоматери, добавляем, что народ издавна имел к нему усердие и веру и прихаживал в монастырь наш для поклонения и богомолия…» И это утверждение было главным в доказательстве особого почитания образа, любви к нему людей и веры в чудодейственную помощь по молитвам у святыни ко Пресвятой Богородице. Как уже писалось выше, такие случаи происходили и были подтверждены документально.
В Государственном архиве Рязанской области имеется «Дело об исцелившейся от слепоты Рязанского уезда села Казари Государственной крестьянки Евдокии Ивановой». В документе 1845 года были собраны сведения, не только рассказывающие об исцелении женщины от глазной болезни, но и отображающие процесс исследования события духовными властями.
После сбора всех фактов выяснилось, что чудо исцеления действительно произошло. Это было подтверждено крестьянами, знавшими о болезни женщины, благочинным округа, а также уездным врачом.
В 1849 году архиепископ Рязанский и Зарайский Гавриил (Городков) ознакомился еще с одним удивительным случаем исцеления, происшедшего от иконы. Крестьянин Раненбургского уезда Порфирий Никитин в 30 лет имел страшную болезнь и не мог ходить, а только ползал. В течение шести недель он молился перед иконой Божией Матери Казанского девичьего монастыря и мощами святителя Василия Рязанского. В отчете об исцелении записано: «...когда диакон стал окроплять согбенныя ноги его святою водою, то в них произошло необыкновенное и сильное сотресение, согбенность их ослабла и исправилась ...он в то же время мог, хотя нетвердо, стоять на ногах своих крепко и при помощи других дошел до квартиры». В конце отчета владыка сделал приписку, что событие это действительно имело место, так как подтверждено многими очевидцами.
Чудотворная икона находилась в Казанском соборе обители. Почитание образа до революции было велико. Об этом может говорить и его богатое убранство – так оказывали свое почтение к святыне получившие помощь от Царицы Небесной. Серебряные оплечья и венцы были вызолочены, убрус и риза Богоматери вышиты жемчугом, верх венца украшен топазами и аметистами. Всех камней в ризе и в венцах было 506 штук! Вокруг иконы на доске можно было видеть изображения чудес от образа Казанской Божией Матери, украшенные серебряными ризами. Надпись на крае ризы гласила: «сделана усердием рязанского девичьего монастыря игумении Евгении 1870 г. апреля 4 дня».
С приходом к власти большевиков началось разграбление обители. Конечно же, серебряные ризы, жемчуг и драгоценные камни, которыми они были украшены, для новоиспеченных революционеров были куда ценнее, чем потемневшие от времени доски старинных икон. До 1919 года чудотворный образ, уже лишившийся своей драгоценной ризы, находился в Казанском соборе. Но когда встал вопрос о полном закрытии обители, монахини и церковный причт обратились в Рязанскую епархию к временно управляющему епископу Михайловскому Митрофану с просьбой перенести чудотворный Казанский образ Божией Матери в Воскресенский храм, что располагался недалеко от монастыря (ныне площадь Свободы).
Владыка наложил резолюцию на прошении: «18 марта 1920 года. Прихожанам Воскресенской города Рязани церкви благословляет хранить вместе с прочим монастырским богослужебным и ризничным имуществом Казанского монастыря и святую икону Казанской Божией Матери». Икона была туда перенесена, что документально подтверждается подписью протоиереев Сергия Соколова и Александра Климентовского.
Но в 1935 году Воскресенский храм был закрыт, и образ перенесли в Вознесенскую церковь, которую тоже закрыли буквально через несколько месяцев.
После этого след чудотворного образа пропал. Даже когда в наши дни монашеская жизнь в монастыре возродилась, сведений о его местонахождении найдено не было.
Но Божья Матерь не оставила свою обитель. Некоторое время назад преемницей чудотворного образа стала другая Казанская икона Пресвятой Богородицы.
Ее история не менее интересна. Образ также был явлен, но в начале XIX века в Петербурге. Некоей дворянке приснился сон, в котором та шла по неизвестной ей улице, а остановившись у одного из домов, в куче дров нашла икону. Впоследствии женщина действительно нашла образ наяву, и с тех пор он в этой дворянской семье передавался из рода в род. В начале XIX столетия икона оказалась в Ивановской епархии, а в 2014 году была принесена в возродившийся монастырь Рязани. Образ занял почетное место за левым клиросом, где когда-то пребывала в храме известная чудотворная икона.
И сейчас со своими молитвами и неотступными прошениями верующие обращаются к Божией Матери, поклоняясь этому явленному образу. К Ней, как самой близкой и родной, можно прийти и доверить самое сокровенное, самое наболевшее, обратиться с любой просьбой. И как любящая Мать Пресвятая Богородица не оставит нас и поможет!
Елена АЛЕКСАНДРИНА
В основе материала –
публикация портала «Логосъ»
(Рязанская митрополия)