Чем «Франкенштейн» Гильермо дель Торо покорил критиков и что у него общего с хоррором «Носферату»
«Франкенштейн» Гильермо дель Торо чуть было не провалился после премьеры в Венеции, однако его «спасли» критики, поставив 7.7 звезд на Imdb и 85% на Rotten Tomatoes на основе 287 рецензий. Картина вышла в кинотеатрах в ограниченном прокате 17 октября, а 7 ноября она стала доступна на платформе по всему миру. С учетом того, что на производство фильма ушло 120 миллионов долларов, пока что бокс-офис по миру довольно скромный: почти 145 тысяч долларов. После премьеры его рейтинг на Rotten Tomatoes составлял 79% на основе 19 рецензий, сейчас фильм, напротив, стремительно набирает популярность. Рассказываем, почему критики хвалят фильм и что в нем особенного.
Что особенного в новом «Франкенштейне» Гильермо дель Торо
Фильм Гильермо дель Торо основан на классике сай-фай хоррора Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», однако в большей степени отталкивается не от книги, а от экранизации «Франкенштейн» 1931-го с Борисом Карлоффом. Его визуальный облик и актерская игра стали культовыми, а сам фильм Джеймса Уэйла породил множество сиквелов и спин-оффов, повлиявшими на массовую культуру. Чего только стоит кроссовер «Дом Дракулы», в котором монстр Франкенштейна встречается с Дракулой и Человеком-волком. Проект продюсера Карла Леммле-младшего, сына главы Universal Studios, стал кассовым хитом. Сам по себе фильм продолжал традиции немецкого экспрессионизма, в частности знакового фильма в истории кино «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине.
Новый «Франкенштейн» пошел по пути прошлогоднего «Носферату», также заслужившего комплименты критиков (7.1 звезд на Imdb, 84% на Rotten Tomatoes). Фильм Роберта Эггерса также является экранизацией шедевра немого кино (правда, судьба «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау была сложнее – об этом читай в нашей рецензии), с топовым актерским составом в лице Лили-Роуз Депп, Николаса Холта, Билла Скарсгарда и Уиллема Дефо. Сам Гильермо дель Торо не скрывает, что вдохновлялся версией с Борисом Карлоффом.
Почему критики поменяли мнение о «Франкенштейне»
Сюжет «Франкенштейна» рассказывает об ученом Викторе Франкенштейне (его играет Оскар Айзек), который после смерти матери становится одержимым идеей бессмертия. Однажды он знакомится с герром Харландером (Кристоф Вальц), торговцем оружием. Оказывается, что его загадочная племянница по имени Элизабет Лавенца (Миа Гот) помолвлена с его братом Уильямом (Феликс Каммерер). Благодаря финансовой поддержке он поступает в Королевский медицинский колледж и создает искусственного человека, но в ужасе отрекается от своего творения. Существо (Джейкоб Элорди) становится изгоем в мире людей и теперь планирует отомстить своему создателю.
Алисса Уилкинсон из The New York Times отметила оригинальность «Франкенштейна», который не является дословной адаптацией романа Мэри Шелли и культового фильма с Борисом Карлоффом. Преемственность видна, но Гильермо дель Торо использовал собственный визуальный стиль повествования и, к тому же, изменил детали. Режиссер перенес место действия из Швейцарии конца XVIII века в викторианскую Англию. В итоге история о боге и его творении в духе «Потерянного рая» Томаса Мильтона превратилась в романтическое фэнтези. Особенно интересно выстроена логика повествования: сначала от лица Виктора, потом – Существа. При этом чувства первого напоминают послеродовую депрессию. Особенно интересна интерпретация отношений «родителя и ребенка»: связь Виктора с матерью и Существа с Виктором.
Интересно, что после премьеры в Венеции Питер Дебрюге из Variety заключил, что визуальные эффекты «Франкенштейна» дель Торо явно были заточены под стриминг, поэтому на большом экране история не смотрится выигрышно. При этом ему понравилось, что в отличие от своих предшественников режиссер сумел вызвать симпатии к Виктору, в то время как симпатии зрителей обычно на стороне Существа. Франкенштейн показан не столько как врач, сколько как художник, осознавший несовершенство своего творения. Поэтому в истории стало много размышлений о боге, что делает фильм ближе к экзистенциальной драме, хотя визуально остается мрачным фэнтези.
Рецензент Deadline Фред Топель также увидел сходство Франкенштейна с художником, отметив, что музыка и темп повествования способны погрузить зрителя в транс. В восторге остались Брайан Труитт из USA Today и Оди Хендерсон из Boston Globe, назвавшие «Франкенштейна» «фильмом года», а историю «душераздирающей».
Очевидно, что обновленная версия «Франкенштейна» действительно выделяется за счет оригинальной подачи, хотя вряд ли ей суждено стать блокбастером.
Запись Чем «Франкенштейн» Гильермо дель Торо покорил критиков и что у него общего с хоррором «Носферату» впервые появилась PEOPLETALK.
