Цензура в России сродни коту Шрёдингера – её нет, но она есть
В теории. Сначала хотел написать – официально. Но нет. Об этом ниже. Поэтому, пишу – в теории. Так вот, в теории, цензура в России запрещена. Строго запрещена. Строжайше запрещена. Об этом предельно чётко сказано в конституции РФ. Читаем пункт 5 статьи 29: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается".
Об этом же неоднократно говорил гарант этой самой конституции – президент РФ Владимир Путин. Приведу пару примеров.
21 октября 2021 года на заседании дискуссионного клуба "Валдай" он заявил: "Нет, угрозы такой [свободе слова и свободе дискуссий], мне кажется, у нас нет. У нас иногда возникает угроза безответственности за то, что люди говорят. Такое есть. Но это обратная сторона как раз той самой свободы, о которой Вы сейчас сказали".
2 сентября 2024 года в интервью он заявил: "В России средства массовой информации свободны. Это твёрдо гарантировано конституцией. Мы убеждены в необходимости плюрализма и открытости в информационной сфере. Власти конструктивно взаимодействуют с телеканалами, новостными агентствами, газетами, интернет-порталами и другими организациями массовых коммуникаций вне зависимости от редакционной политики. Единственное требование к ним – соблюдение российского законодательства".
Однако, на практике цензура в России существует.
Тут необходимо сделать небольшое лирическое отступление. Существование цензуры признано вполне официально. Именно поэтому писать о том, что официально в России цензуры нет. А потом писать о том, что официально в России цензура есть. Это несколько странно. Шизофренически даже. Поэтому, и приходится писать про теорию и практику. В теории, цензуры быть не должно. А на практике цензура есть.
Итак, на практике цензура в России существует.
6 сентября 2024 года пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в интервью заявил: "В состоянии войны, в котором мы находимся, ограничения оправданны. Как и цензура оправданна, что греха таить. Мы в состоянии войны. Но когда война закончится. А любая война заканчивается миром. То должна быть полная свобода информации".
1 июля 2025 года бывший министр культуры России Михаил Швыдкой написал: "Как представляется, было бы куда честнее вернуться к цензуре, которой бы занимались профессионалы, а не бюрократы различных ведомств, сами не представляющие до конца, чего же им надо бояться, чтобы не потерять место, тем самым сломав себе карьеру".
11 июля 2025 года Дмитрий Песков в интервью заявил: "Вы правильно заметили. Многие издания – закрылись. Журналисты – разъехались. Но не забывайте, в какой ситуации мы находимся. Сейчас время военной цензуры – беспрецедентное для нашей страны. Война ведь идёт и в информационном пространстве тоже. И было бы неправильно закрывать глаза на медиа, которые целенаправленно занимаются дискредитацией России. Поэтому я считаю, что сейчас этот режим оправдан".
Цензура в России сродни коту