Главные новости Архангельска
Архангельск
Сентябрь
2025

Сталин о подъёме царского ледокола в 1933 году

Хотите ощутить зияющую пропасть между «цветущим» царским временем и тоталитарной эпохой Сталина? Открываем «Правду» от 17 октября 1933 года и поражаемся героизму советских водолазов. Я о подъёме арктического ледокола «Садко». Там как в капле и политика, и экономика, и история.

На первой полосе газеты гордая надпись «С морского дна поднят Садко»! Товарищ Сталин пишет:

«Начальнику ЭПРОНА (Экспедиция подводных работ особого назначения - Ж.Ч.) Крылову.

Поздравляем героических работников советской подводной техники, краснознаменных эпроновцев с новым блестящим трудовым успехом подъемом с морского дна ледокола САДКО.

Эта ваша победа, одержанная в тяжелых условиях холодного Севера, является выдающимся образцом большевистской работы.

Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов, Янсон».

Рядовая новость в те дни, скажете? Что такого, ну подняли какой-то корабль. Обычная работа водолазов, правда же!

А если я скажу, что ничего подобного в мире не делали? Что подъём судна в студёных водах Ледовитого океана считался лучшими мореходами – британцами - почти невозможным? Что в царской России не было ни заводов, ни оборудования, способных построить особые понтоны для подъёма корабля?

Больше того скажу. Единственная страна в мире с настолько протяжённым Севморпутём не умела делать ледоколы! Вообще не умела. Все ледокольные пароходы царского времени построены в Британии и Германии. Разве не позор?

Да и до первого ледокола советской постройки, до «Иосифа Сталина» в 1933 году ещё долгих четыре года. Страна северных льдов, не способная строить ледоколы!

Пусть название «Садко» не обманывает, строили корабль в Британии, звался он тогда «Линтроузом». И первые годы работал в компании Ньюфаундленда.

К 1915 году царские чиновники, внезапно обнаружили, что для помощи союзников через северные моря нужна проводка ледоколами. И «Линтроуз» был срочно закуплен за баснословную сумму в миллион золотом.

Какой альтернативно одарённый назвал корабль «Садко» - неизвестно. Надо додуматься назвать корабль в честь путешественника на дно к морскому царю.

Ходил корабль недолго, всего год. Уже 3 июля 1916 года у Кандакши напоролся на подводную скалу бортом.

Для пикантности – вёз ледокол больших начальников. Лично губернатора Архангельска статского советника Бибикова и целого архиерея.

В советские годы писали, что губернатор на момент крушения принимал ванну. А когда бахнулись бортом – выбежал на палубу в ужасе как был, перепугав слуг и матросов.

Ну это матросские байки. По факту распороли борт как следует – на пять метров сорокасантиметровая щель. Вода быстро пошла к котлам, в машинное, и корабль быстро затонул. К счастью, экипаж успел пересесть в шлюпки.

Капитан пытался выбросить корабль на остров Анисимова, отдал команды, но машинное уже не тянуло. В итоге корабль был оставлен. Всё про все заняло едва ли четверть часа.

Глубина оказалась довольно приличная, 21 метр. Просто так не достанешь. Плюс ледяная вода и сложный грунт, который даже через 17 лет поддавался промывке очень тяжело. А как иначе завести стропы под корабль?

Уже в конце июня к кораблю погрузились водолазы. Корабль лёг на камни с толстым слоем глины. Попытка размыть грунт, чтобы хотя бы осмотреть пробоину провалились.

Советским водолазам потом придётся ломами и кирками в ледяной воде пробивать проходы под стропы. Вот, где подвиг настоящий!

При царе же водолазы выдали вердикт, что поднять судно, наверное, можно. Но для этого нужны особые погружные понтоны. У нас такие не делали в принципе, заказывать за границей – выйдет дороже нового ледокола. И Садко забросили на дне на долгих 17 лет!

В «Правде» так и писали:

«В течение семнадцати лет корабль, являющийся двойником знаменитого краснознаменного «Малыгина», пролежал на дне. Успехи пятилетки, развитие тяжелой индустрии, освоение новой техники дали возможность предпринять сложнейшую операцию подъёма грандиозного судна со дна залива.

ЭПРОН принял почётное задание поднять «Садко» ввести в состав советского ледокольного флота новую мощную единицу. К подъёму ледокола ЭПРОН приступил, обладая новейшими средствами советской техники, еще неизвестными капиталистическому миру и впервые применяющимися в нашей судоподъёмной практике».

Журналисты не бахвалятся. Главный инженер ЭПРОНА Бобрицкий разработал особые цилиндрические понтоны, подымающие по двести тонн каждый. Такого тогда не делали ни у нас, ни за рубежом.

Понтоны длинные по 11 метров. Весила такая «бочка» 56 тонн. Ещё попробуй доставь их к месту подъема. А ведь на ледокол нужна была дюжина таких понтонов!

За новый проект героически взялись два заводе – архангельская «Красная кузница» и горьковское «Красное Сормово». Водолазы писали тогда:

«Напряженно. с большевистским упорством, как учит нас партия, мы осваивали новую технику, порой терпели неудачи, но всегда с новыми силами. соревнуясь, добились успеха. Конец операции совпал с наступлением полярной ночи. Работая большевистскими темпами, мы сегодня добились победы и чести рапортовать партии и правительству».

Поднимали, кстати, с приключениями. Сначала выяснилось, что понтоны из Горького не рассчитаны под плотность морской воды. Чтобы погрузить их под воду пришлось утяжелять специальными грузами.

20 августа при попытке подъёма порвались стропы со стороны бака. Понтоны вылетели из воды, чудом никого не зашибив.

Потеряли на ремонт две недели. А на носу суровая северная зима, скоро лёд станет. 8 сентября вторая попытка и снова неудачная. Снова рвутся стропы.

Только через месяц, уже накануне полярной ночи, удалось поднять корму Садко на поверхность. Через день подъём был завершён и корабль отбуксировали к острову Богомолиха для дальнейшего перегона в Архангельск на ремонт.

«Сегодня, 15 октября, в 2 часа дня, Садко на буксире пароходов Совнарком и Ленин отведен к острову Богомолиха, где в кратчайший срок будет заделана пробоина, и пароход последует в Архангельск. После ремонта Садко поступит в распоряжение Главного управления Северного морского пути для новых славных побед во льдах Арктики.

Да здравствует наш вождь - Центральный Комитет партии во главе с товарищем Сталиным! Да здравствует правительство Советского Союза!

Начальник ЭПРОН Крылов, начальник Северного округа Васин».

Из любопытного про мнимый культ личности. Обратите внимание, вождь в телеграмме вовсе не сам товарищ Сталин лично, а ЦК партии с ним во главе!

И ещё любопытно, водолазы пишут, что без могучего подъёма промышленности в пятилетке никакие героические подъёмы кораблей были бы невозможны.

Они практически цитируют известную речь Сталина, но на свой, морской манер:

«Завоевав честь победы, эпроновцы заявляют: победы добились мы в результате успехов пятилетки, преобразившей еще недавно отсталую страну…

У нас не было подводной техники она теперь у нас есть! Свидетельством тому служит исключительно сложный подъем «Садко».

Большевики завоевывают недосягаемые высоты стратосферы, на своих машинах покоряют пустыни, пробивают пути в Арктике, большевики побеждают и под водой!»

И ещё поразительное. Ледокол пролежал под водой семнадцать лет. Поднят с приключениями на железных «полотенцах». Но всего через полгода отремонтированный корабль уже в строю! Первый рейс уже 9 июля 1934 года!

Ледокол принялся за работу во льдах, каждый год по арктической экспедиции. Ходил искать Землю Санникова, участвовал в спасении полярных исследователей. Полтора года дрейфовал с Седовым в ледяном плену, пока не были спасены Ермаком и новейшим, советской уже постройки, ледоколом Сталиным.

С началом Отечественной ледокол был направлен на проводку судов с полярными грузами. 11 сентября 1941 года, следуя на Землю Франца-Иосифа попал в тяжёлый шторм. Корабль разбило о подводные скалы, и Садко затонул. Команду спас подошедший ледокол «Ленин».

Так закончился славный путь царских ещё времён старичка-ледокола. В это время у СССР уже был новейший серьёзный ледокольный флот собственной постройки. Плюс время военное, и подъём корабля сочли нецелесообразным.

Статья же в газете 1933 года заканчивалась героическим обещанием водолазов:

«Садко поднят. И эпроновцы готовятся к завтрашним делам. Такими же понтонами они будут поднимать 100-тонный кран, погибший во время взрыва на «Бакарине». Поднимут транспортное судно «Буревестник» и лесовоз «Бернартур», лежащие на дне полярных морей»!

Ярослав Бушмицкий
https://dzen.ru/a/aIXfsPfZKAZhtEJh

.

.

.

.

.

.















Музыкальные новости






















СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *