Главные новости Архангельска
Архангельск
Ноябрь
2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
27
28
29
30

Тайны князя Голицына. Как фаворит русской царевны попал в роман о Робинзоне

0
АиФ 

В советские годы «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо были настольной книгой любого школьника. Правда, речь шла, так сказать, об «облегченной» версии произведения.

Робинзон в гостях у ссыльного

А вот о том, что Дефо создал продолжение книги, в СССР мало кто знал. И зря, поскольку там автор отправлял героя, в том числе, и в Россию.

В книге «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» главный герой добирается до северных русских земель, где встречается с ссыльным князем, которому предлагает побег. Тот, однако, отказывается, но отправляет с Робинзоном сына.

Даниэль Дефо князя не придумал — речь шла о Василии Голицыне, который успел запомниться европейцам. Ведь, с точки зрения Старого Света он был первым фаворитом женщины, правившей Россией.

Как известно, большую часть XVIII века русский престол был в руках женщин, и фаворитизм превратился в такую же норму, каким он был тогда и в Европе.

Но начиналось все еще в конце века XVII, когда власть перешла к царевне Софье.

Амбициозная девушка

Софья Алексеевна была шестым ребенком и четвёртой дочерью царя Алексея Михайловича, что никак не сулило яркой судьбы.

Но у отца-монарха были отнюдь не домостроевские представления о мире — он нанял для Софьи хороших педагогов, и девочка получила отличное образование.

Есть ошибочное представление о допетровской России как некоем «темном углу». Однако не стоит забывать, что с европейскими традициями юный Петр познакомился в Немецкой слободе в Москве, которая возникла еще при поздних Рюриковичах. Иностранцев, работавших в России, на самом деле было много, и никакой диковиной они не были.

Софье, как и Петру, корона вообще-то не светила. Но после смерти их старшего брата Федора Алексеевича, не оставившего наследников, в России началась яростная борьба за власть между двумя партиями — родственников первой жены Алексея Михайловича Марии Милославской и родственников второй жены царя Натальи Нарышкиной.

Государыня и князь

Противостояние обернулось стрелецким бунтом, резней Нарышкиных и их сторонников, а также установлением очень странной формы правления: монархами были объявлены малолетние царевич Иван и Петр, а их старшая сестра Софья стала регентом с официальным титулом «Великая Государыня Царевна и Великая Княжна».

Софья отлично понимала неустойчивость своего положения, и, как всякая женщина, стала искать вокруг мужчину, на которого можно было бы опереться.

Таким человеком князь Василий Голицын, боярский сын, сызмальства служивший Алексею Михайловичу, а при Федоре Алексеевиче ставшим воеводой.

Четырнадцать лет разницы никак не могли служить помехой роману между Софьей и князем, хотя часть историков напрочь отвергают возможность близких отношений между ними. Но князь Голицын, как и Софья, был человеком уже «европеизированным», западных нравов не чуравшимся, потому в фаворитизме ничего ужасного он не видел.

Большие планы

Голицын возглавил правительство, получив титул «Царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский».

Как и Софья, князь был человеком амбициозным, в то же время понимавшим шаткость своего положения. Этот тандем считал — если преуспеть в делах государственных, то можно закрепить за собой власть.

Голицын вел активную международную деятельность, стараясь обеспечить безопасность границы. Утверждается, что он «играл на два фронта», пытаясь избежать создания антироссийского союза Речь Посполитой с Османской империей.

Вовлеченность в европейские дела у Голицына была очень серьезной. Один из иностранных посланников при русском дворе вспоминал: «Разговор шёл на латинском языке обо всём, что происходило важного тогда в Европе; Голицын хотел знать мое мнение о войне, которую император и столько других государей вели против Франции, и особенно об английской революции; он велел мне поднести всякого сорта водок и вин, советуя в то же время не пить их. Голицын хотел населить пустыни, обогатить нищих, дикарей, сделать их людьми, трусов сделать храбрыми, пастушеские шалаши превратить в каменные палаты. Дом Голицына был один из великолепнейших в Европе ».

Реформаторские начинания Софьи и Голицына нуждались в более очевидном подкреплении, которым тогда могла стать лишь удачная военная кампания.

До конца не пошел

Софья организовала два похода против крымских татар в 1687 и 1689 годах, которые возглавил, конечно же, Василий Голицын. Походы эти были благожелательно встречены участниками европейской антиосманской коалиции, но реального успеха не принесли, обернувшись большими затратами и тяжёлыми потерями.

Как раз в это время Петр женился на Евдокии Лопухиной, что, по представлениям того времени, означало достижение совершеннолетия. Это, в свою очередь, делало права Софьи на сохранение власти минимальным.

И здесь фаворит подвел царевну: биться до конца, начинать междоусобицу Василий Голицын не захотел. За падение своей государыни он смотрел со стороны, из имения в Медведкове.

Затерянный на Севере

Это отступничество сохранило жизнь и самому князю, и его близких. Петр I приказал сослать Василия Голицына на север, в Еренский городок. Затем опальное семейство князя несколько раз перемещали, оставив в итоге Пинежском волоке, во глубине Архангельской губернии.

Князь умер в ссылке в 1714 году, но память о себе в Европе, как уже было сказано, оставил крепкую. Роман Дефо, в который его вписал автор, вышел в 1719 году, то есть через три десятка лет после того, как князь сошел с политической сцены. Можете себе представить, насколько ярким для Старого Света был этот русский политик.















Музыкальные новости






















СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *