Гляди в оба. Терял ли глаз в бою фельдмаршал Кутузов?
Отечественная война 1812 года была одним из самых крупных и значительных событий в русской истории XIX века. И, как водится в таких случаях, вокруг нее присутствует немало мифов и легенд.
Не такие, как кажется
Например, зачастую и сам конфликт, в целом, и Бородинское сражение, в частности, рисуют как противостояние «корсиканского карлика» Наполеона Бонапарта и «одноглазого фельдмаршала» Михаила Кутузова.
Но на деле рост французского императора составлял 169 см, и в ту эпоху он считался средним или даже чуть выше среднего. Так «корсиканский карлик» — это не более чем штамп, навязанный противниками Наполеона.
Михаил Кутузов давно воспринимается как «человек с черной повязкой на глазу». Правда же заключается в том, что полководец не только никогда не носил такой повязки, но и зрения не терял. Хотя само ранение, едва не ставшее для него роковым, было.
Мальчик из хорошей семьи
Карьера Миши Кутузова стартовала более чем успешно — представитель именитого рода Голенищевых-Кутузовых окончил Артиллерийскую и инженерную дворянскую школу, в которой преподавал его отец. После ее окончания молодой офицер сам был оставлен в качестве преподавателя, а затем рекомендован адъютантом принцу Гольштейн-Бекскому, генерал-губернатору Ревеля.
Все шло к тому, что Кутузов станет успешным придворным генералом, хотя смелости и решительности ему было не занимать. Отмечал это и Александр Суворов, у которого молодой офицер командовал ротой в Астраханском пехотном полку.
Во время русско-турецкой войны 1768–1774 годов Кутузов был назначен в армию Петра Румянцева, главнокомандующего всеми русскими силами. Тот оценил его способности и не обделил наградами и чинами. Очень быстро Кутузов вырос до подполковника.
Скверный анекдот
В это трудно поверить, держа в голове образ зрелого Михаила Илларионовича, но в молодости он был дерзок на язык, легко затевал споры, заканчивавшиеся вызовом на дуэль, и не испытывал большого пиетета к сильным мира сего.
Однажды Кутузов на дружеских посиделках выдал весьма едкую остроту, как в адрес главнокомандующего, так и в адрес самой императрицы Екатерины Великой. Все очень смеялись, но кто-то из участников вечеринки донес на шутника Румянцеву.
До суда дело не дошло: дерзкого подполковника сослали в Крымскую армию, под начало князя Долгорукова.
Схватка у деревни Шума
В 1774 году Османская империя, рассчитывая переломить неудачный для себя ход войны, высадила десант под Алуштой. Подполковник Кутузов вошел в отряд, состоявший из семи батальонов, которому предписывалось отбить турецкую атаку.
4 августа (по новому стилю) 1774 года русские войска атаковали противника у деревни Шума. Турки успели возвести укрепления, и иного варианта, кроме штурма, не было. Несмотря на яростное сопротивление, русские части обратили противника в бегство.
Успех достался дорогой ценой. Кутузов оказался в числе раненых, о чем генерал-аншеф Долгоруков доложил в донесении императрице: «Ранены: Московского легиона подполковник Голенищев-Кутузов, приведший гренадерский свой баталион, из новых и молодых людей состоящий, до такого совершенства, что в деле с неприятелем превосходил оный старых солдат. Сей штабофицер получил рану пулею, которая, ударивши между глазу и виска, вышла на пролёт в том же месте на другой стороне лица».
Ранение, полученное Кутузовым, было очень тяжелым, но ему повезло. Мало того, что он выжил, так и зрения не лишился. Итогом травмы стало некоторое косоглазие, о котором писали современники, но оно офицеру не мешало в серьезной степени.
«Личный пример храбрости и неустрашимости»
Екатерина II, получив сообщение о ранении Кутузова, отправила его на длительное лечение за границу за государственный счет. Историю с непотребной шуткой предпочли забыть. Да и сам Михаил Илларионович, надо сказать, сделал выводы, став более осторожным в застольных беседах.
Но на поле боя Кутузов по-прежнему не прятался — при осаде Очакова летом 1788 года он снова получил тяжелое ранение в голову. Пережив две почти смертельных раны, он в 1790 году отличился при штурме Измаила. Вот как описывал Суворов действия своего подчиненного: «Показывая собою личный пример храбрости и неустрашимости, он преодолел под сильным огнем неприятеля все встреченные им трудности; перескочил чрез палисад, предупредил стремление турок, быстро взлетел на вал крепости, овладел бастионом и многими батареями».
В те годы Кутузов никого своим внешним видом не удивлял: задетый ранением глаз не был наполовину закрыт, как на поздних портретах. Этот недостаток возник, когда полководцу было уже около 60 лет.
Для привлечения внимания публики?
Так откуда же взялся миф об «одноглазом Кутузове»? Некоторые полагают, что постаралась европейская пресса. В свое время западные репортеры представляли миниатюрного Суворова в виде искалеченного шрамами гиганта, а уж пройти мимо Кутузова с его ранениями в голову они, конечно, не могли — так образ «Старого лиса Севера» выглядел ярче для обывателей. Вторая версия заключается в том, что периодически фельдмаршал повязку действительно использовал, дабы во время длительных переходов он не получал дополнительной нагрузки от дорожной пыли.
Как бы то ни было, но уже многие десятилетия наши соотечественники убеждены, что Кутузов — это человек с черной повязкой на глазу. Ну, по крайней мере, благодаря этому мифическому штриху героя Бородинского сражения лучше помнят и не путают с другими.