Казахстан не объедешь. Куда пойдут цены на сельхозпродукцию и кто купит алтайский урожай, обсудили эксперты
В Сибири успешно завершилась посевная кампания, и аграрии уже просчитывают «многоходовки»: куда и по какой цене уйдет урожай этого года. Хотя опытные растениеводы думать о реализации начинали еще на этапе разметки структуры посевных площадей. На конференции «Алтай-Агро» свои прогнозы озвучили и эксперты зернового рынка, отметив возможные тенденции, которые могут повлиять на экспорт сельхозпродукции.
Самые важные новости в Телеграм и ВКонтакте. Подпишитесь!
Не Китаем единым
По словам вице-президента «Опоры России», председателя комитета по сельскому хозяйству, генерального директора «Новосибирскхлебопродукта» Сергея Соколова, сибирские аграрии уже достаточно неплохо сами ориентируются на рынке. Об этом можно судить по структуре посевных площадей. В этом году, как и в прошлом сезоне, были увеличены площади под горох и масличные культуры, на которых можно получить хоть какую-то доходность от растениеводства.
Основным потребителем этих продуктов, несмотря на определенное сокращение, по-прежнему остается Китай. Также эта страна хорошо берет муку, в том числе и ржаную. Пошел небольшой рост экспорта манной крупы. Хорошо заходят овсяные хлопья, не требующие варки, в том числе от алтайских производителей.
«В этом году интересно показала себя гречиха. Поэтому я бы посоветовал аграриям не списывать эту культуру со счетов, а понаблюдать за ней», — отметил Соколов.
Но не только в Китай идет растениеводческая продукция из Сибири. В этом году, по словам эксперта, неплохо «выстрелил» Вьетнам.
Эксперт напомнил, что с 2019 года эта страна по внешнеполитическим причинам отказывалась сотрудничать с Россией. Подвижки начались там после смены руководства. Новое правительство взяло курс на сближение с Россией, в первую очередь в сфере сельского хозяйства и здравоохранения. Как итог, в этом году практически с нуля экспорт пшеницы вырос до 500 тыс. тонн, причем по хорошей цене.
Традиционный потребитель сибирского зерна — Узбекистан. Но с каждым годом поставки туда сокращаются. Это связано с тем, что в этой стране идут серьезные инвестиции в развитие внутреннего растениеводства и она становится более самодостаточным государством. Раньше из России уходило более 100 тыс. тонн пшеницы плюс мука. Сегодня Узбекистан — более избирательный, в том числе по ценовой политике, покупатель.
Четвертый сезон с российскими экспортерами работает Киргизия. Причем после прихода к власти президента Садыра Жапарова в 2021 году был отменен НДС на пшеницу из России, что сыграло в целом на руку сибирским экспортерам в плане конкуренции с казахстанскими, в адрес которых к тому же были нарекания по поводу срывов поставок и качества зерна.
«Но в этом направлении есть сложности с транзитом. Советская власть так построила железнодорожные пути, что объехать Казахстан никак нельзя, а там возникают различные сложности, в том числе по согласованию провоза зерна. Плюс применение дискриминирующего транзитного тарифа, в результате которого стоимость транзита для нас в четыре раза выше, чем для местных экспортеров. Эта ситуация пока не только не исправляется, несмотря на все предпринятые властями меры, а только ухудшается», — объясняет Соколов.
Он посоветовал развернуть маркетинговую политику в сторону Афганистана, КНДР, которые также нацелены на сближение с Россией, в том числе по линии снабжения продовольствием.
«С учетом, что с этими странами есть железнодорожное сообщение, думаю, эти рынки станут весьма интересными для Сибири», — отметил эксперт.
Перспективы на 2025 год, с его слов, зависят от ряда факторов. Это курс доллара, выделенные квоты, которые сейчас у сибиряков ниже 1 %, и реализация 406-го положения Минсельхоза РФ о льготных тарифах на перевозку сельхозпродукции.
Сибирь далеко
Прогнозы и перспективы представил гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Он рассказал, что в этом году в России отмечен рекордный сев масличных: подсолнечника, сои, рапса и льна масличного. Причем Сибирь по этим культурам очень сильно выделяется по сравнению с другими регионами.
Однако в СФО, в частности в Алтайском крае, сократился сев зерновых культур, прежде всего пшеницы. При этом большие площади засеяны зернобобовыми. И есть ожидания, что Алтай вновь станет лидером по сбору этих культур, особенно чечевицы.
«Сейчас все в ожидании, не упадет ли цена, которую диктует мировой рынок, в результате роста объемов предложения из России. Еще очень важно, какое качество получим по зернобобовым. А тут масса нюансов, в том числе по хранению, размеру, цветности, загрязненности», — подчеркнул эксперт.
Что касается складских остатков пшеницы, то, по данным Рылько, они в Сибири еще достаточно высокие. Хотя за последние месяцы и подсократились за счет как внутренней переработки, так и экспорта.
На вывоз за рубеж влияют внешние цены, которые, по словам Рылько, серьезно «сбоят». Курс рубля высокий, и никуда не делись экспортные пошлины.
«Цены на европейской территории России, как известно, формируются по экспортному паритету. И, к сожалению, с учетом высокого курса рубля цены на весьма низком уровне. Они склонны снижаться под воздействием высокого урожая в мире», — объяснил Рылько.
Ликвидность экспортеров, с его слов, очень плохая, потому что у них были неважные финансовые показатели в течение всего маркетингового года. Их неохотно кредитуют банки.
«Проще говоря, денег у них будет маловато для начала сезона, и это еще одна неприятность для аграриев. Есть вероятность, что экспортный рынок проснется только где-нибудь ближе к августу», — сказал директор ИКАР.
Что касается масличных культур, то для ориентира он привел примеры ценовой политики перерабатывающих предприятий, расположенных в центральной части России. На начало июня они закупали подсолнечник по 35–37 тысяч за тонну, рапс и сою — по 38–40 тысяч рублей.
«Но Сибирь — далеко. Переработки, к сожалению, здесь пока не хватает, — считает Рылько. — Значимые объемы нужно вытаскивать из региона либо в Казахстан, либо на экспорт в Китай, уплачивая экспортную пошлину, либо на переработку на европейской территории России. Дополнительные логистические затраты приводят к заметному дисконту на сибирскую масличку по отношению к цене производителя на европейской территории».
Говоря о гречихе, эксперт остановился на том, что в России в рамках традиционной цикличности посевные под ней, в том числе в Алтайском крае, на нисходящей фазе.
«Начинать сокращать посевные площади под гречихой, как мы, собственно, и предлагали, нужно было пару лет назад. И не стремительно, а планомерно, поскольку такие шараханья от грандиозного производства к низкому тоже не очень хороши. Слава богу, эта культура хорошо хранится. Думаю, ситуация будет постепенно выправляться за счет того, что и в других регионах гречихи посеяно в этом году заметно меньше. Цена может начать укрепляться», — предположил спикер.
Он также поделился идеей создания государственного интервенционного фонда по гречихе, что позволило бы избавиться от резких колебаний цены на внутреннем рынке и поддержало бы доходы аграриев.
В завершение Дмитрий Рылько затронул, пожалуй, одну из самых наболевших для сектора АПК тем — экспортных пошлин. Пока не вдаваясь в подробности, он рассказал, что ИКАР дополнительно собирает необходимые материалы, которые позволят более детально изучить ситуацию и, возможно, внести определенные коррективы.
Тонны и проценты
Согласно презентации, составленной Алтайским филиалом Федерального центра оценки безопасности и качества продукции АПК на основе данных по выданным фитосанитарным сертификатам за 5 месяцев 2025 года (на 29 мая), из СФО экспортировано 1,3 млн тонн зерна и продуктов его переработки, что на 23 % уступает показателям аналогичного периода 2023 года.
Зерновых культур экспортировано 461 тыс. тонн. Это в два раза меньше, чем в 2023 году. Зато выросли отгрузки масличных культур (412 тыс. тонн, + 23 %), кормов, комбикормов и их компонентов (137 тыс. тонн, + 21 %), зернобобовых (134 тыс. тонн, + 16 %). Алтайский край по этим показателям пока занимает лидирующие позиции в Сибири.
Экспорт за 5 месяцев 2025 года
Масличные культуры
412 тыс. тонн (+23 %)
Корма, комбикорма и их компоненты
137 тыс. тонн (+21 %)
Зернобобовые
134 тыс. тонн (+16 %)
Рост экспорта в цифрах, тыс. тонн
Зерновые
Продукция
Кукуруза 4 (+1720%)
Гречиха 74 (+127%)
Пшеница 116 (–19%)
Ячмень 10 (–52%)
Овес 2 (–74%)
География поставок
Вьетнам 1 (new)
Киргизия 15 (+149%)
Япония 1 (+72%)
Китай 81 (+38%)
Казахстан 108 (–23%)
Масличные
Продукция
Подсолнечник 120 (+53%)
Соя 62 (+39%)
Лен 35 (–8%)
Горчица 1 (–52%)
Рапс 4 (–83%)
География поставок
Монголия 1 (+577%)
Белоруссия 30 (+311%)
Казахстан 153 (+21%)
Китай 34 (–24%)
Киргизия 3 (–40%)
Зернобобовые
Продукция
Нут 1 (+902%)
Чечевица 11 (+70%)
Горох 29 (–16%)
География поставок
Азербайджан 2 (+207%)
Иран 7 (+135%)
Чехия 1 (+48%)
Казахстан 1 (+39%)
Китай 29 (–17%)
Корма и компоненты
Продукция
Жмых подсолнечный 7 (+492%)
Жмых рапсовый 14 (+27%)
Шрот подсолнечный 11 (+24%)
Лузга гречихи 2 (–15%)
Отруби пшеничные 11 (–28%)
География поставок
Китай 24 (+132%)
Узбекистан 1 (+54%)
Киргизия 5 (+16%)
Казахстан 15 (–30%)
Монголия 6 (–37%)
Перспективные рынки сбыта алтайского зерна и продуктов переработки
Казахстан: соя, крупа гречневая, шрот рапсовый, соя экструдированная, крупа горох, шрот подсолнечный, крупа манная, жмых рапсовый.
Китай: ячмень, горох, гречиха, овес, мука пшеничная, жмых рапсовый, подсолнечник лущеный, хлопья овсяные, крупа овсяная, лен.
Киргизия: отруби пшеничные, мука пшеничная, соя, шрот подсолнечный, жмых рапсовый, крупа рисовая.
Монголия: отруби пшеничные, мука пшеничная, овес.
Белоруссия: рапс, соя, мука соевая, лен, подсолнечник лущеный, подсолнечник.
Азербайджан: крупа гречневая, чечевица, ячмень.
Ливия: ячмень.
Узбекистан: крупа гречневая, крупа манная, хлопья овсяные.
Турция: отруби пшеничные, чечевица, крупа гречневая.
Иран: чечевица, нут, ячмень.
Таджикистан: крупа гречневая.
Афганистан: мука пшеничная, лен.
Республика Корея: пшеница, мука пшеничная.
Туркменистан: крупа гречневая.
Грузия: крупа гречневая, пшеница.
Вьетнам: пшеница.
Саудовская Аравия: ячмень.
Марокко: пшеница.
Йемен: мука пшеничная.
ОАЭ: горох, чечевица.
Армения: крупа гречневая.
Малайзия: горох.
Израиль: крупа гречневая, пшеница, ячмень.
Источник: Алтайский филиал Федерального центра оценки безопасности и качества продукции АПК.