Огненные столбы в море: Что случилось в пик туристического сезона в Крыму. Подробности, о которых молчали
Ежегодно на полуострове фиксируют до 150 землетрясений, которые почти не ощущаются, заявили учёные. Тем не менее они намерены изучить сейсмическую активность в регионе с применением радиотелескопа. Это вызвало опасения у граждан, тем более на фоне того, что подземные толчки то и дело фиксируются на Камчатке, в Новосибирске, Барнауле. Где затрясёт в России в следующий раз, непонятно. Люди же боятся повторения трагедии, произошедшей почти сто лет назад.
Гул и большая волна
Основные крымские исследования, связанные с землетрясениями, проводятся на геодинамическом полигоне "Симеиз – Кацивели". У специалистов есть возможность оценивать сейсмические процессы, которые сейчас протекают, в режиме, близком к реальному времени. Это даёт возможность "видеть" предвестники за 280-300 часов до землетрясения.
Доцент географического факультета Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (КФУ) Игорь Вахрушев отметил, что территория полуострова продолжает формироваться. На это указывают современные тектонические движения. Катастрофических последствий для полуострова вероятные землетрясения не принесут, считают исследователи. Так как "фокусы находятся" далеко в море. Но это также значит и то, что может сформироваться большая волна. Такой силы, что появятся и разрушения.
Похожая ситуация наблюдалась 26 июня 1927 года в районе Ялты. В тот год Крым пережил три землетрясения. То, что случилось 26 июня, породило крупные волны, ставшие причиной гибели кораблей и разрушения прибрежных построек.
Погибших не было, что стало на самом деле счастливой случайностью. Как удалось выяснить, в деревне Верхняя Аутка 26 июня проходил открытый суд, занимавший второй этаж. Когда было около часа дня, собравшиеся услышали гул. Здание качнулось, а затем зашаталось. Двое сотрудников суда выскочили на балкон второго этажа и прыгнули вниз. Они остались живы, отделавшись переломами. Таких случаев, когда люди пытались спастись, прыгая со второго и даже третьего этажа, в Ялте и окрестностях были отмечены десятки. Разрушенные вывески магазинов, трещины в штукатурке и стенах, повреждённые дымоходы, уехавшие "курортники" – всё это было. Но через неделю отток туристов прекратился и всё затихло. Самое страшное началось в бархатный сезон.
Скриншот с pastvu.com. В 1927 году Крым пережил три землетрясения.
Видели, как отрываются куски скал
Накануне "землетрясения столетия" магнитудой 9 прошёл небольшой дождь, а потом люди наблюдали необыкновенный закат. Было ощущение, будто небо горело. Оранжевое зарево с бурыми прожилками лучше всего было видно в Севастополе. Первый подземный толчок зафиксировали около восьми вечера в Алуште. Примерно через полтора часа дрогнула земля и в Ялте. Случилось это 11 сентября 1927 года.
Вечер был тёплым, но "каким-то неспокойным", как потом отмечали очевидцы. В окрестностях Ялты люди слышали запах сероводорода, животные "бесновались". Вышедшие на ночной лов рыбаки рассказывали, что опять же слышали гул, а на поверхности спокойного моря пробегала зыбь, будто из глубины поднимались струи пузырьков. Несмотря на витавшее в воздухе ощущение надвигающейся катастрофы, всё шло своим чередом. В санаториях и пионерских лагерях объявили отбой, ресторан "Ласточкино гнездо" принимал гостей. Веселье продолжалось до полуночи. В это время на плато Ай-Петри находилась экскурсионная группа. Туристы решили переночевать в красивом месте и вернуться в город к завтраку, предварительно встретив рассвет.
После 12 ночи люди начали просыпаться от грохота падающих вещей и треска. Сотрудник газеты "Правда" рассказывал: "Пол заколыхался, вздрагивая, поднялся, заскрипел и будто готов был рухнуть вниз". Он выскочил на улицу, ещё ощущая качку "как после качелей". Следующий толчок произошёл в час сорок пять, ещё один – под утро. Вот тут уже содрогнулся весь берег – от Алушты до Севастополя. Толчки ощущались по всему полуострову.
Заночевавшие на Ай-Петри поделились впечатлениями: казалось, что вся гора будто оседает вниз. Также они видели, как от вершин отрываются и летят вниз камни и целые скалы.
Скриншот с pastvu.com. Последствия разрушительного землетрясения в Ялте начала прошлого века.
"Грохот обваливающихся стен и стоны раненых"
Первые часы тряски для местных жителей и туристов стали самыми жуткими. Было непонятно, что происходит, но ясно – из домов надо срочно бежать. Полуодетые люди наводнили улицы, стремясь в парки и скверы.
Из статьи журналиста, отдыхавшего в Ялте. "Правда", 15 сентября 1927 год: "Бледные, полураздетые и растерянные люди выбегали на улицу и жались друг к другу... Толчки повторялись, земля тряслась и гудела, в тёмных улицах по временам слышались грохот обваливающихся стен и стоны раненых".
12 сентября в городскую больницу Ялты доставили 65 раненых и троих убитых. Так был открыт счёт жертвам.
Почти все дома в Севастополе пострадали из-за тряски. Жителей Балаклавы сильно напугало море – оттуда пронёсся жуткий гул. Затем вода опустилась примерно на метр, осушив задний заболоченный конец бухты. Через 40 минут вода начала быстро прибывать, и её уровень поднялся выше нормального более чем на метр, затопив и набережную вплоть до самых домов. Очевидцы рассказывали, что видели в море огромные огненные столбы. Учёные предполагают, что это связано с возгоранием метана, водорода и сероводорода.
Десятки повторяющихся толчков стали причиной гибели 17 человек. Кроме того, 350 человек были ранены, и еще около тысячи получили ушибы. Посетители ресторана "Ласточкино гнездо" – те люди, которых накануне выпроводили из заведения в полночь, – не могли оправиться от шока. Балконы заведения засыпало камнями, побило столы и стулья, сломало перила. Вся мебель улетела в море.
Утром 24 сентября произошёл ещё один толчок в 5-6 баллов. Его ощущали по всему Южнобережью.
Согласно картам сейсмического районирования, мощные землетрясения (до 10 баллов) могут происходить в Крыму раз в пять тысяч лет.
Назвать год, день и час предстоящего землетрясения учёные не могут. Но надо понимать, что движение тектонических плит происходит постоянно и Чёрное море – не исключение. Севастополь по-прежнему остаётся особой зоной, не случайно здесь при строительстве закладывается сейсмичность в девять баллов. Правда, в отличие от строителей, геологи склонны завышать уровень опасности.