Все смешалось. Сергей Корепанов — о реставрации «Аптеки Крюгер», которая уже идет к финалу
В Барнауле близок к завершению уникальный проект — восстановление памятника деревянного зодчества «Аптеки Крюгер». Его владелец, основатель музея «Мир времени», врач и директор фитоцентра «Алфит» Сергей Корепанов, вложил в спасение полуразрушенного здания не только миллионы рублей, но и целое десятилетие жизни. Все для того, чтобы создать пространство, где история оживет в деталях.
Все подробности - здесь
Теперь не яма
До нынешнего памятника регионального значения чудом не дошел страшный пожар 1917 года. После дом особо не берегли: он становился то магазином, то радиоузлом, то автошколой, а в 2000-х оказался заброшен.
«Непрофильный актив» муниципалитета стоял без отопления и с протекающей крышей, пока его не приобрел Сергей Корепанов. Он искал новое место под свой музей «Мир времени» и решил сохранить редкий образец деревянного зодчества в этой части Барнаула. Цена вопроса на торгах была 7 млн рублей.
«Вместо здания была пустая яма, огороженная тремя стенами. Четвертая просто сгнила, — вспоминает Сергей Корепанов. — Подвальное помещение в плохом состоянии, крышу мы сами разобрали — печальное зрелище».
75 изображений
Девять лет кропотливой работы — и снаружи аптека уже выглядит как игрушка. На благородном хвойном оттенке стен выделяются ажурные белые карнизы и декоративные вставки, а также резные наличники.
Внутри здания кипят отделочные работы. Одни мастера укладывают напольную плитку и закрывают стены гипсокартоном — только два фрагмента останутся незапечатанными для посетителей. Другие заканчивают реставрировать кирпичную кладку брандмауэра — единственной кирпичной стены, которая не должна была позволить перекинуться пожару с соседнего дома. Каждый кирпич отчищают от раствора и старой краски, а непригодные заменяют другими старинными — из Усть-Чарышской Пристани.
— Вы говорили, что покупали здание в том числе по принципу «на что хватило». Представляли, сколько еще придется вложить? — спрашиваем у директора музея.
— Конечно! Но теперь бы десять раз подумал — браться или нет. Только потому, что я человек нетерпеливый: очень хотелось все восстановить и быстрее перевезти музей, а реконструкция затянулась на десятилетие. Мы ни на один день не останавливаемся, но, чтобы все закончилось, нужно еще два года, мечтается мне. Этим летом, надеюсь, у нас все же получится открыть первый этаж и организовать выставку.
Библиотека, Ленинская комната, врачебный кабинет
В самом начале пути на Сергея Корепанова написали донос об уничтожении памятника — ему пришлось доказывать в суде, что это не так. Правоту показало и время.
Мы находимся в будущем выставочном зале под резным серо-голубым потолком — такого, пожалуй, нет ни в одном другом здании Барнаула. Чтобы подобрать оттенок, мастерская Александра Деринга «Классика», разработавшая проект реставрации аптеки, провела целое исследование покрасочных слоев.
«По условиям восстановления нам нужно было воссоздать фасад здания, сохранить четыре печи и этот потолок, а в остальном действовать на свое усмотрение. Потому что дореволюционные фотографии интерьера не сохранились, а в советское время здесь все на десять раз переделали», — добавляет Сергей Корепанов.
О выставочном зале «Мир времени» мечтал на протяжении всего своего существования — музею больше 15 лет. В нем десятки тысяч предметов из разных стран и эпох — от осколка метеорита до дореволюционной ухочистки и сочинений Сталина. Хранится все это богатство в четырех разных местах, а теперь начинает переезжать в новый дом.
Самые ценные книги (конец XIX — начало XX века) уже отправились в библиотеку. Среди них — полное собрание первой советской энциклопедии 1920-х и все номера газеты «Нива» за 1917 год, где можно отследить историю двух революций. В ней сначала восхваляли Керенского и иронизировали над большевиками, а позже сменили тон, но от закрытия в 1918-м это не спасло.
Изучить артефакты можно будет в учебной комнате, которая будет представлять собой собирательный образ Ленинской комнаты из советских времен. «У нас есть экспонаты на все случаи жизни, поэтому здесь можно проводить уроки истории для школьников и студентов и закреплять знания», — говорит Сергей Корепанов.
Тут же, на первом этаже, откроют кабинет врача в историческом антураже: в подвале дома нашли много аптечной посуды, которая вошла в коллекцию. Это будет маленький филиал фитоцентра «Алфит», где посетителей станет принимать практикующий специалист.
Срез времени
Пространство второго этажа позволяет организовать круговую экспозицию. По ней будут водить группы, которые смогут внимательно рассмотреть и подержать в руках необычные экспонаты.
«На мой взгляд, каждый интересный предмет должен иметь личное пространство — тогда он заиграет. А у нас из-за недостатка места все сваливалось, как на блошином рынке. Экспонатов море, — рассказывает Сергей Корепанов. — А началось все действительно на барахолке в Москве. Сначала меня, как медика, привлекли медицинские вещи. А потом уже не мог остановиться и решил показывать находки людям. Дерзко пишем, что мы музей номер один в России по количеству необычных загадочных предметов. И никто меня не разубедит».
Дышим воздухом на кованом балконе с видом на площадь Свободы; представляем, как изменился бы вид, если бы сохранился собор Петра и Павла, и идем в 1959 год. Кабинет — срез этого времени уже готов. К нему относятся все открытки, грамоты, книги, фигурки, карты — на них Новоалтайск (еще Чесноковка).
Мебель датировать уже труднее, но она вся оригинальная и необычная. Например буфет с эффектной дверкой, которая открывается как рольставни. Такой мог принадлежать инженеру.
«Я родился 1959-м, — говорит Сергей Корепанов. — Не то чтобы я зациклен на нем, но выяснилось, что год очень интересный. Хрущев собрал внеочередной XXI съезд и задал курс на коммунизм. Ввели семилетку. Пошли народные дружины, студенческие стройотряды, запускали первые ракеты. Событий море — я даже этому книгу посвятил».
Экспонатов 1959-го так много, что кабинет приобрел шпионский флер. За большими рамами на стене, которые открываются как книги, спрятано еще больше фотографий. А картину «Ленин в Смольном» непринужденным движением руки можно сдвинуть вниз, открыв телевизор: на нем будут показывать кино.
Спрятаны в кабинете и личные вещи семьи Корепанова. Среди них — кружка с надписью «Напейся, но не облейся» — с отверстиями по всей окружности. Если не знать ее секрет — напиток не попадет в рот.
Мадам Крюгер
А еще в здании аптеки откроют кафе. Его длинное, узкое помещение разобьют на три зоны: первую оформят в дореволюционном стиле, вторую — в раннем советском, третью — в позднем советском. Так можно будет путешествовать во времени с чашечкой травяного чая.
В кафе вам подадут пирожное от хозяйки аптеки Вильгельмины Крюгер. «В подвале мы обнаружили удивительную для дореволюционного времени формочку в виде бантика. Сейчас ищем, кто нам сделает копии. В них и будем печь десерты от мадам Крюгер», — говорит Сергей Корепанов.
Кто же эта мадам? Команда восстановила не только здание, но и его истинную историю. Ранее считалось, что владельцем аптеки был предприниматель Эрнст Крюгер.
Но историческое расследование показало: аптечным делом занималась прусская подданная Вильгельмина Крюгер, переехавшая в Барнаул из Томска. И к скупщику сливочного масла Эрнсту она не имела никакого отношения, а была женой сына Карла Крюгера, основателя томского пивоваренного завода, сохранившегося до наших дней.
Найденная правнучка предпринимательницы Нинель Крюгер подарила «Миру времени» фотографии Вильгельмины, так что теперь портрет появится в восстановленной аптеке.
