Если друг оказался вдруг… Импорт цемента может навредить отечественным производителям
Основные поставщики
По итогам I полугодия 2025 года потребление цемента в России сократилось более чем на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — такие данные привел главный экономист Института экономического роста имени П. А. Столыпина Борис Копейкин. Причин несколько. Одна из них — сокращение жилищного строительства. Как отмечал в начале марта директор Центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ Дмитрий Землянский, только с января по август 2024 года ввод многоквартирного жилья в нашей стране сократился на 24%.
Помимо внутренней проблемы с сокращением строительства, на загрузку цементных заводов напрямую влияет ситуация с импортным цементом, и если сейчас его доля в 6,5% от общего объема кажется несущественной, совсем скоро показатели могут увеличиться в разы, ведь зарубежные поставщики не собираются сворачивать поставки, наоборот, с каждым годом они их только наращивают.
Как отмечает Владимир Гузь, основной объем поставок — около 63% от всего импорта — приходится на Белоруссию, где средняя загрузка цементных заводов составляет 90%. Только в I полугодии 2025 года компаниями было отгружено 1,3 млн тонн товара, темп роста в денежном выражении составил почти 5% год к году, сообщалось в программе телеканала «РТР-Беларусь». Как отмечается на сайте Белорусской цементной компании, сегодня производство переориентируется на российский рынок, причем вполне успешно: в 2024 году на экспорт было отгружено 2,36 млн тонн цемента от общего произведенного товара в 5,34 млн тонн. Таким образом, зарубежные поставки по результатам 2024 года составили 102% к предыдущему, а в долларовом выражении — 107,7% к 2023 году, отмечается на сайте.
На втором месте по объему импорта цемента находится Иран — порядка 25%. Около 12% приходится на Казахстан, Китай, Турцию и Вьетнам, уточняет Владимир Гузь.
Особенно остро конкуренцию с зарубежными компаниями ощущают предприятия, находящиеся в Москве и Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке, а также в приграничных районах, говорят эксперты. По данным «Союзцемента» большой объем импорта поступает из Ирана в Северо-Кавказский и Южный федеральные округа, из Китая — в Сахалинскую область и Забайкальский край. Нередко иностранные компании просто вытесняют местных производителей.
Санкции, оптимизация и ценовая конкуренция
По словам Владимира Гузя, ситуация с импортным цементом действительно стоит остро. Он отмечает, что и до 2022 года основными поставщиками цемента в РФ были производители из дружественных стран. «Однако катализатором нарастающего экспорта являются инфляционные процессы при стабильном и даже укрепляющемся рубле. Кроме этого, поставщики цемента из Ирана и Белоруссии находятся в аналогичных с РФ санкционных условиях: рынки некоторых стран для них закрыты и весь избыток продукции они привозят к нам», — отмечает эксперт.
По мнению директора Департамента маркетинга и стратегического анализа ЦЕМРОСа Дениса Усольцева, цементная промышленность Белоруссии ориентирована на экспорт и поддерживается преференциями со стороны государства, поэтому компаниям выгодно поставлять продукцию в Россию. «Что касается ближайшего зарубежья, в последние годы ряд стран СНГ, например, Казахстан и Узбекистан, ранее являвшиеся нетто-импортерами цемента, серьезно модернизировали свою цементную отрасль, за счет чего выросли объемы производства и, как следствие, объемы экспорта», — говорит он.
Росту импорта способствует ценовая конкуренция, которую российские производители не всегда выигрывают на фоне сверхвысоких кредитных ставок, а также роста зарплат, налогов, и тарифов монополий, добавляет Борис Копейкин.
Негативные последствия
Кажется, ну поставляют к нам цемент зарубежные компании — что тут такого? Рынок же. Но дело в том, отмечает Денис Усольцев, что зарубежные поставщики цемента, в отличие от российских производителей, не заинтересованы в гармоничном и поступательном развитии рынка, учитывающем региональные и сезонные особенности потребления, их поставки носят хаотичный, непредсказуемый характер, что ставит под угрозу стабильное снабжение приграничных регионов. К тому же, добавляет Владимир Гузь, не всегда зарубежный цемент аналогичен по качеству отечественному: «Зачастую путь от зарубежного производителя до российского потребителя занимает длительное время. Иногда это морской транспорт и несколько погрузочно-разгрузочных операций. Цемент — товар скоропортящийся, особенно во влажной среде».
Эксперты «Стройгазеты» считают, что сегодня ситуация с импортом уже повторяет тревожные тенденции, отмечавшиеся в 2010-х годах, повлекшие за собой длительный кризис в цементной индустрии с массовым закрытием отдельных мощностей и целых заводов. И процесс запущен: недавно ЦЕМРОС сообщил о временной приостановке Белгородского цементного завода в связи с ухудшением рыночной конъюнктуры, снижением рентабельности производства и увеличением доли импортного цемента на российском строительном рынке. При этом, как указывает Денис Усольцев, доля импорта в потреблении цемента в 6,5% сопоставима с мощностями трех-четырех отечественных предприятий — это около тысячи рабочих мест.
«При засилье импортного цемента российские цементные предприятия загружены на минимальном уровне и балансируют на грани рентабельности, к тому же выплачивая высокие проценты по кредитам. В таких условиях никто не может инвестировать в модернизацию, переоснащение или расширение мощностей», — подчеркивает Денис Усольцев. Такая ситуация приводит к еще большей неконкурентоспособности отечественной цементной отрасли.
Согласно исследованию «Предложения по защите российского рынка цемента от импорта», которое по инициативе «Союзцемента» подготовила РАНХиГС, если ситуация не изменится, в ближайшем будущем 44 российских цементных завода из 61 могут свернуть свои мощности, что приведет к совокупным потерям экономики РФ до 52,6 млрд рублей в год, в том числе прямые потери государства от недополученных налогов и сборов составят до 15,4 млрд рублей в год.
Что делать?
Чтобы максимально поддержать отечественных производителей в условиях текущего кризиса, по мнению опрошенных «Стройгазетой» экспертов, логично было бы временно приостановить поставки импортного цемента на внутренний рынок. Такой шаг дал бы отрасли необходимую передышку для сохранения рабочих мест и стабилизации производства. Или, по крайней мере, стоит ограничить объемы ввозимого в страну цемента.
По словам Дениса Усольцева, оптимальным решением на нынешнем этапе является фиксация объемов импорта цемента на уровне, отмечавшемся до введения льготной ипотеки, а именно, потолка в 1,5 млн тонн продукции в год.
«Мы видим, например, как регулярно вводятся и увеличиваются сборы на собранные за рубежом автомобили для защиты отечественного автопрома. Чем российский цемент, полностью произведенный из отечественного сырья для внутреннего потребителя, принципиально хуже собранного на российском заводе авто, почему не заслуживает защиты от засилья импортеров?» — задает вопрос Денис Усольцев.
Эксперты РАНХиГС в своем исследовании предлагают ввести антидемпинговую меру, которая может устанавливаться на пять лет с возможностью неоднократного продления и применяться в форме дополнительной к ставке ввозной пошлины ЕАЭС. Также среди мер, которые помогут стабилизировать внутренний рынок России и ЕАЭС, эксперты академии называют автоматическое лицензирование, позволяющее получить информацию о дополнительных параметрах импортной продукции, временный запрет на ввоз в Россию и ЕАЭС в целом, а также субсидирование транспортировки по территории России.
РАНХиГС также полагает целесообразным рассмотреть возможности по учреждению консультационного механизма между государствами — членами ЕАЭС, развивающими собственное цементное производство, работа которого будет направлена на предотвращение возможных торговых конфликтов.
Подобная практика уже распространена в некоторых странах. Например, как пишет «ФедералПресс», в Армении с 2023 года существует система лицензирования импортного цемента, а в конце июня 2025-го эта мера была продлена еще на полтора года. По условиям, за ввоз каждой тонны продукции уплачивается более 20 долларов США, лицензии будет выдавать министерство экономики. При этом в случае перенасыщения рынка привозной продукцией выдача лицензий может быть приостановлена. Система позволяет поддерживать местных производителей, которым все труднее конкурировать с более дешевым цементом из Ирана на фоне низкой загрузки мощностей.
Власти Узбекистана борются с экспансией продукции из Киргизии — на каждую тонну установлена пошлина в 200 долларов США. При этом в самой Киргизии периодически вводятся временные запреты на импорт базового стройматериала.
Для сохранения производственного потенциала российской цементной промышленности отечественным производителям необходимо прежде всего создать условия, аналогичные тем, которые есть у зарубежных производителей из дружественных стран, считает Владимир Гузь: «В Иране и Китае, например, это низкая себестоимость и удобная логистика. В Белоруссии цементные заводы — это госпредприятия, связанные с бюджетом и экспортной политикой, им разрешено работать с минимальной прибылью, если это поддерживает экспорт».
Для сохранения конкурентоспособности отечественной цементной отрасли и повышения эффективности финансовой отдачи бюджета Денис Усольцев предлагает разработать программу импортозамещения оборудования и запасных частей для выпускающих стройматериалы предприятий. Также стоит выделять субсидии на закупку подвижного состава (хопперы, цементовозы),субсидировать ставки по кредитам на модернизацию цементных заводов.