Как собранные белгородцами деньги дошли до «Ленина» в Центральном парке. Разбираемся с руководителем Центра «Вера»
Мы встретились с Ленизой Умеркиной, руководительницей Центра, чтобы разобраться, как в итоге собранные белгородцами деньги оказались в бюджете города. Рассказываем об этом вам.
Что было в начале
Сбор денег на восстановление памятника Владимиру Ленину стартовал по инициативе Белгородской областной Думы в 2020 году. Центру социальных инициатив «Вера» передали готовый пакет информации для проведения сбора средств: «Мы ничего не добавляли и не убавляли — разместили всё, как прислали. Мы администрируем — у нас много выполненных проектов, деньги по факту сразу перечисляем исполнителю», — объяснила «Фонарю» руководительница Центра социальных инициатив «Вера» Лениза Умеркина.
Копия постановления облдумы, с которого и начался краудфандинг
Сбор шёл публично: на сайте «Веры» отражались все поступления от жертвователей, вплоть до копеек. По словам Умеркиной, инициировавшая эту краудфандинговую компанию облдума следила за каждой оплатой. Когда сумма достигла нужной планки, депутаты сообщили, что нашли исполнителя. Помогли им в этом представители управления культуры. За проект была готова взяться белгородская компания «Магнетика». По данным сайта rusprofile.ru, она работает с 2006 года в сфере строительства жилых и нежилых зданий. Владелец и руководитель — Алексей Крживицкий.
Почему всё встало
Дальше началась долгая пауза: стартовала реконструкция парка уже после ухода спикера облдумы Ольги Павловой и мэров Белгорода Юрия Галдуна и Антона Иванова, согласования, рост цен. «В 2022-м подрядчик заявил, что по прежней цене работать не может», — вспоминает Умеркина. После тянущихся переговоров подрядчик решил отказаться от взятых обязательств и вернуть деньги в полном объёме. «Вот платёжка: 20 февраля 2024 года он вернул полную сумму», — показывает Умеркина подтверждение платежа от «Магнетики».
При этом, напомним, что ранее в публичном пространстве была информация, что работы над восстановлением памятника уже начались, и их якобы проводят в Санкт-Петербурге, но, похоже, белгородский исполнитель, с которым у Центра социальных инициатив был заключён договор, их свернул самостоятельно, и по этой причине он вернул «Вере» деньги в полном объёме.
article-18640
Куда пошли деньги после возврата
После отказа исполнителя восстанавливать памятник представители Центра рассматривали в качестве одного из сценариев — массовый возврат средств жертвователям, но это оказалось почти нереализуемо, потому что среди жертвователей были и юрлица, и физлица без контактов, некоторые суммы были совсем небольших объёмов, и за их возврат пришлось бы заплатить больше, и так далее. Поэтому в итоге выбрали схему договора пожертвования с городом — с тем же целевым назначением, на который перечисляли в Центр свои средства желающие.
— Мы — оператор. Получили от Думы пакет, вели страницу, перевели подрядчику, после возврата оформили пожертвование городу на ту же цель. В договоре прописали: только на Ленина. Документы и платёжки — на руках, — объясняет Лениза Умеркина. — Мы 25 лет работаем прозрачно, годовые отчёты — публичные. И в этой истории мы действовали строго по закону.
Центр «Вера» вместе с юристами оформили договор пожертвования с администрацией Белгорода с целевым назначением — на памятник Ленину и перечислили все собранные деньги городу. «Договор пожертвования подписан, там прямо прописано: целевые средства — только на Ленина. Перечислили в сентябре 2024 года», — продолжает знакомить меня с документами руководительница организации.
С этого момента исполнителем работ де-факто стала мэрия, а «Вера» из процесса вышла.
Откуда взялась громкая «несостыковка»
Когда в августе 2025 года на постаменте появилась табличка и сам памятник вернулся в Центральный парк, редакция «Фонаря» уточнила детали значимого исторического события в мэрии. Пресс-служба администрации ответила, что монумент установили за счёт бюджета, не упомянув при этом Центр «Вера». Как мы уже выяснили, эта формулировка вступала в противоречие с документами о пожертвовании и тем, что деньги горожан целевым образом ушли в город. Позже в мэрии прояснили свой ответ: деньги на памятник действительно взяли из бюджета, но при первоначальном ответе на запрос не указали, что для этого были использованы пожертвованные в бюджет средства — фактически возникло недопонимание. После погружения в тему и подключения к ситуации «финансового и имущественного блоков администрации» ситуация окончательно прояснилась к вечеру 9 сентября.
***
Произошедшая история показывает хрупкость доверия в общественных сборах: одна неточная формулировка в официальном ответе органов власти может привести к возникновению версии «деньги людей исчезли». Понимаем, что в данной ситуации никто этого не хотел. Просто не хватило информации об источниках поступления денег в городской бюджет. В реальности же в этой ситуации был стандартный и юридически чистый для НКО механизм: сбор → перевод исполнителю → возврат → пожертвование городу с тем же целевым назначением.
«Деньги собирали именно на Ленина — и до копейки они на Ленина и ушли. Сначала — подрядчику, потом, после возврата, — по договору пожертвования в мэрию, строго с целевым назначением», — подводит итог нашей беседе Лениза Умеркина.