В тени младшего брата. Глеб Стриженов не гнался за славой
Глеб Стриженов задолго до смерти знал, что ему осталось жить недолго. Страшный диагноз — рак легких — врачи поставили ему ещё в начале 1980-х. Он продолжал работать, снимался в кино, выходил на сцену, одновременно — лечился. Лишь от курения так и не смог отказаться, несмотря на все уговоры. И ушел из жизни в октябре 1985 года — в возрасте 65 лет.
Первый актер из Стриженовых
В семье Стриженовых не было актеров. Отец братьев воевал с Первой мировой, прошел Гражданскую и позже — Великую Отечественную, дослужился до комбрига-полковника. Мать окончила Смольный институт, работала учительницей и ездила за мужем по дальним гарнизонам; для неё это был второй брак; от первого остался сын Борис, которого новый муж усыновил и дал свою фамилию. А два их общих ребенка родились в разных частях огромной страны; младший, Олег — в Благовещенске, а старший, Глеб — в Воронеже. И если приемный сын продолжил династию — Борис стал военным летчиком, он погиб в 1942-м под Сталинградом, — то два младших сына нашли собственный путь в жизни.
Театром Глеб увлекся ещё в детстве — занимался в театральных кружках, готовился к поступлению в актерский вуз. Но началась война; Олег Стриженов вспоминал, что старший брат тогда приписал два года к своим шестнадцати и смог добиться призыва в армию. Попал в морскую пехоту, но провоевал совсем немного — едва ли не в первом же бою получил тяжелую контузию, долго лечился и был комиссован уже в 1943-м. После этого Глеб и начал реализовывать детскую мечту — работал в театре Балтфлота, в театрах Москвы, Ульяновска, Владимира и Иркутска. Потом всё же вернулся в Москву, в театр имени Гоголя — и встретил там актрису Лидию Антонову, которая стала его женой на всю жизнь. И лишь потом смог начать учиться профессии настоящим образом — сначала в городском театральном училище, а потом — и в Школе-студии МХАТ.
Дублер брата
Именно тогда пример Глеба позвал в актерскую профессию и младшего брата — через год Олег поступил в Щукинское училище. Окончили свои вузы братья тоже почти одновременно, но если Глеб после диплома начал — или продолжил, если вспоминать его путешествия во время войны — странствия по стране, работал в театрах Таллина, Ленинграда. И лишь через пару лет вернулся в Москву, где уже гремела слава Олега Стриженова, сыгравшего в «Оводе» и в «Сорок первом».
Между братьями словно и не было никакого соперничества. Олег привел Глеба в кино — посоветовал режиссеру фильма «Хождение за три моря» использовать брата как дублера для нескольких сцен в Москве, пока основная группа работала в Индии.
Конечно, кинокарьеру Глеба Стриженова не назвать звездной — чаще всего он играл роли второго плана, обычно характерные. Режиссеры видели в нем иностранца или офицера — причем белогвардейца, в «Неуловимых мстителях» он вообще сыграл священника. Братья иногда появлялись на экране и вместе — как было в «Оптимистической трагедии» или в «Миссии в Кабуле».
Но кое в чем оба Стриженовых были похожи — они иногда отказывались от ролей, которые становились знаковыми для других актеров. Так, Глеб не стал играть главного героя в «Председателе» — эта роль досталась Михаилу Ульянову; отказал он и Татьяне Лиозновой, которая звала его в «Семнадцать мгновений весны» на роль Шелленберга — этого персонажа сыграл Олег Табаков. Иногда вмешивались другие силы — например, ему не дали сыграть Хлудова в «Беге», поскольку этого генерала не мог играть насквозь положительный человек...
Заслуженный, но народный
Впрочем, звездная роль у Глеба Стриженова всё-таки была. В «Гараже» Эльдара Рязанова было много примечательных персонажей, сыгранных замечательными актерами того времени, но даже среди них выделялся один — скромный пенсионер Якубов, который сидел в сторонке, ни с кем не спорил, молчал, даже когда его выкинули из числа пайщиков. Вот только этот Якубов оказался ветераном войны, фронтовым разведчиком — и эта строка в биографии в семидесятые оказалась важнее всего блата, о котором зрители узнали из фильма. И рассказал об этом факте не сам Якубов — это тоже важно, поскольку этот герой действительно похож на самого Глеба Стриженова, который однажды отказался оформлять документы на звание народного артиста.
Да, он так и остался заслуженным артистом РСФСР — это звание ему присвоили в 1974-м. Но после «Гаража», после «Тегерана-43», после «Через тернии к звёздам» Глеб Стриженов окончательно стал народным — может, не формально, с бумажкой, а благодаря своим ролям.
Два брата Стриженова действительно были очень разными — и в жизни, и на экране. У них было разное отношение к профессии и к семейной жизни. Олег считал, что Глеб не смог прославиться, потому что не играл «партработников или Героев Соцтруда». Но, скорее всего, Глебу Стриженову слава и не была нужна — он занимался любимым делом в том объеме, который ему самому и его семье казался комфортным, а всё остальное, в том числе и главные роли, для него были не важны.