Кулак Путина способен "похоронить" "Боинг": Заслуженный пилот не побоялся сказать всю правду о нашей авиации
Об этой большой беде России говорят и авиаторы, и конструкторы, и лётчики. Гражданскую авиацию сгубили. Теперь пора начать поднимать её с колен.
И ведь есть для этого и люди, ресурсы. Что нужно, чтобы Россия смогла-таки совершить этот рывок и мы летали бы не на разваливающихся "Боингах" и "Аэрбасах", а на своих удобных и современных авиалайнерах — лучших в мире самолётах?
На днях управляющий директор и генеральный конструктор "ОДК-Авиадвигатель" академик Александр Иноземцев заявил, что Россия – единственная страна в мире, способная самостоятельно делать самолеты и двигатели.
Чего больше не может никто, даже США, которые не могут их выпускать без кооперации с Европой и Японией.
Это заявление для жителей России как бальзам на уши. Ведь в последние десятилетия нас приучили к тому, что отечественная гражданская авиация по сути перестала существовать. Неужели она возрождается и готова взлететь? Об этом Царьград поговорил с заслуженным пилотом СССР Олегом Смирновым. С 1983 по 1990 год он был замминистра гражданской авиации, а ныне – председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора.
Лучший в мире двигатель взлетит только после удара о стол президентского кулака
ЦАРЬГРАД: Олег Михайлович, вы согласны с утверждением Александра Иноземцева об авиационной исключительности нашей страны?
ОЛЕГ СМИРНОВ: Ну, Иноземцев знает, что говорит. Он гениальный изобретатель и конструктор. Под его руководством и при непосредственном участии подходит к сертификации двигатель ПД-8, уже сертифицирован ПД-14, и президенту показали ПД-35, который выдал на стенде хорошие результаты – больше 35 тонн тяги! Если он пройдет по всем остальным сертификационным параметрам, то это будет рывок не только в нашем, но и в мировом самолетостроении.
Насколько мне известно, сейчас государственные заказчики задолжали Иноземцеву миллиарды рублей за те работы, которые он проводит. Хочется верить, что после недавнего совещания Владимира Путина по вопросам двигателестроения в Самаре эти долги будут погашены. И с помощью удара о стол президентского кулака последуют дополнительные вливания для того, чтобы завершить ПД-35 и довести до серийного производства двигатель, которому нет равных в мире по мощности и другим параметрам. А под этот двигатель уже можно будет начинать делать самолеты. ПД-35 – новый важный фактор нашей инженерной независимости.
– Можно сказать, мы находимся на пороге взлета нашей гражданской авиации?
– Совершенно верно.
– А есть ли всё-таки риск, что этот новый двигатель повторит судьбу некоторых наших технических новинок, на которые возлагались большие надежды, но они так и остались в штучном количестве?
– Риск есть всегда. Окончательно говорить о прорыве в нашем авиапроме можно будет, когда ПД-35 получит сертификат летной годности.
Фото: Встреча Владимира Путина и Александра Иноземцева. 2023 год. Фото kremlin.ru
"Авиацию возрождают дворники"
– Правительство приняло программу, согласно которой до 2030 года авиация России должна пополниться тысячей самолетов, из них порядка 600 – многоместные. Эта программа буксует или нормально реализуется?
О.С.: Эта программа с самого начала вызвала у специалистов недоумение и вопрос – кто её составлял? Такое впечатление, что это были какие-то некомпетентные дворники.
Что такое тысяча самолетов? Это две тысячи авиадвигателей: где их взять, если сегодня ни один в массовом порядке не выпускается? Это миллионы комплектующих, которые должны делаться на современных заводах и станках из современных материалов высококлассными специалистами.
Первое, второе, пятое и десятое за последние 30 лет было уничтожено. Умышленно. Эту задачу выполнили деятели типа Чубайса. А сейчас президент понял, в какой яме мы находимся, и объявил импортозамещение.
Требуется, чтобы мы вернулись к статусу великой самолетостроительной державы, коей были до 1990 года. Но разрушать могут и идиоты, что они успешно и сделали, и потом разбежались за рубеж с украденными миллиардами. А созидать – непростая задача.
Надеюсь, принимаемые сейчас меры помогут эту программу выполнить. В сокращенном виде, конечно (потому что в своем первоначальном виде она была невыполнима). Но и это будет шаг вперед в нашем самолётостроении.
Фото: "Боинг-787 Дримлайнер": сделано в России. Фото boeing.com
О.С.: Наши инженеры и техники – молодцы. Как и лётчики. В то время, когда наш авиапром полностью загнулся и перестал выпускать отечественные самолеты, они освоили "Боинги" и "Аэрбасы". Это была колоссальная работа.
Начнем с того, что для такого освоения они обязаны были владеть английским языком на рабочем уровне. Потому что с каждым таким самолетом приходят десятки томов технической литературы, и вся она на английском языке. А конструкторы категорически запрещают переводить эти документы на какой-либо другой язык, мотивируя тем, что перевод может повлечь ошибки, которые отразятся на безопасности полетов.
И центры у нас возникли. И до сих пор они поддерживают вот те 600 оставшихся в России "Боингов" и "Аэрбасов", которые, кстати говоря, выполняют сегодня 90 процентов наших авиаперевозок.
Авиация дала сбой. Менять в России придётся всю систему
Но эта техника – хромая, потому что лишена запчастей, механизмов и даже технической литературы, которая поступает от производителей ежедневно (!), предписывает что-то подделать, переделать – это как обновление программ для компьютера. Этот канал технической информации нам тоже обрезали. Но наши инженеры и техники находят возможности содержать самолеты в состоянии летной годности.
Хотя это все равно скрытый риск – рано или поздно запчасти закончатся. Уже есть случаи, когда в авиацию проникает контрафакт. Почему еще Европа закрыла небо для наших самолетов? Они говорят: "Мы не знаем, как они ремонтируются".
– Но все равно Россия в лице этих инженеров имеет хороший кадровый ресурс. И тогда получается, что проблема импортозамещения в авиации не в инженерах, конструкторах или пилотах, а в управленцах высшего звена – тех, кто не может этот колоссальный ресурс нормально организовать и использовать?
– Для того, чтобы создавать и нормально что-то организовывать, необходимы знания, компетенции, вливания из бюджета.
Прогнозы Царьграда сбылись: "Жёлтая карточка" Мантурову, "царский кафтан" – Дюмину
Конструктивный дефект "Суперджетов"
– Были сообщения, что наши авиакомпании отказываются от уже заказанных новых отечественных самолетов. Почему это происходит?
О.С.: От МС-21 никто не отказывается. Его с нетерпением ждут.
Фото: МС-21. Его с нетерпением ждут наши авиакомпании. Кадр видео с сайта "ОДК-авиадвигатель"
"Аэрофлот" отказался от "Суперджета-100". Но он просто перебросит их туда, где они сейчас эксплуатируются, - в свою дочернюю авиакомпанию "Россия".
С "Суперджетами" другая проблема. Так и не устранен конструктивный дефект, который привел к пожару и гибели людей при грубой посадке в Шереметьево в 2019 году. У прежней версии этого самолета на одном лонжероне крепятся стойка шасси и топливный бак. При грубой посадке стойка протыкает бак со всеми вытекающими отсюда жуткими последствиями. В новых импортозамещенных самолетах этого дефекта не будет. Но полторы сотни старых продолжают летать и пока не переделываются.
Катастрофа в Шереметьево. Итоги: Какими последствиями грозят выводы следователей МАК
"Нам не на чем летать и учить будущих пилотов"
– А как у нас обстоят дела с пилотами и их обучением? Несколько лет назад их даже собирались приглашать из-за рубежа.
О.С.: Эта ситуация возникла, когда росли объемы перевозок. Пилотов, чтобы такие объемы переваривать, не хватало. Поэтому было принято решение, тоже непродуманное, пустить к нам пилотов-иностранцев. Оно так и не материализовалось. Потому что первые соискатели вакансий, которые к нам ринулись, оказались специалистами, в своих странах не востребованными. По двум причинам – психофизиологическому или профессиональному состоянию. И от этой идеи отказались. А потом и необходимость исчезла.
С начала двухтысячных годов мы топчемся на пассажиропотоке в 100 миллионов человек в год. За это время США нас обогнали уже в 8 раз. Они в прошлом году перевезли 850 млн, китайцы – 600 млн, европейцы – 800 млн. Они шагнули вперед, а мы уже 20 лет стагнируем.
Если говорить о летных учебных заведениях, то их сегодня достаточное количество. Но там не хватает того же самого – "летающих парт". В последние 30 лет у нас перестали выпускать тренировочную технику. Нам не на чем летать и учить будущих пилотов. Мы были вынуждены купить западные тренировочные самолеты, которые сейчас уже вырабатывают свой ресурс и становятся на прикол из-за того, что для них запчасти тоже не поставляются. И эту проблему тоже необходимо решать.
Корень зла
– Какие бы вы выделили первостепенные задачи, они же проблемы, стоящие перед нашей авиацией?
О.С.: В первую очередь необходимы административные изменения. В свое время по просьбе американцев у нас были ликвидированы Министерство авиационной промышленности и Министерство гражданской авиации. Уничтожили два главных отечественных авиационных ядра – производителей и заказчиков-эксплуатантов самолетов. И размыли ответственность. Началась кадровая политика привлечения к власти некомпетентных людей – по знакомству, по родству-кумовству, по взяткам за должности. Она не только в авиации, она везде приводит к плачевным результатам. Это первое, что надо менять. Пока эту проблему не решим, не изменимся к лучшему. Самолетостроение и гражданская авиация требуют высокопрофессионального руководства.
Авиация – единственный вид транспорта, работающий в отрыве от земли, а нас взяли и прикрепили к железным дорогам. Росавиация – сейчас орган, лишенный всех авиационных функций. Это просто агентство. У отрасли нет хозяина!