Битва за Иран: Слишком многое указывает, что она неотвратима и скоро грянет. Трамп хитрит
Показное миролюбие американского президента — только дымовая завеса для обеспечения стратегической внезапности удара США и Израиля по персам
Сергей Ищенко
Несмотря на внешне явно примирительные заявления Дональда Трампа, что он, мол, решил повременить с ударами по Ирану, военно-политическое напряжение вокруг Ближнего Востока продолжает нарастать.
Из стран Залива самолетами улетают, кажется, все, кто в силах и вправе это сделать. И наоборот — на военные базы Соединенных Штатов прибывают все новые и новые боевые корабли и самолеты. А также транспорты с вооружениями и боеприпасами.
Обычно такое происходит, когда принято решение отложить войну на какое-то время, чтобы ударить наверняка. Одновременно гарантируя внезапность и сокрушительность атак.
«Трамп тянет с атакой на Иран, чтобы тщательнее спланировать нападение», — согласен с нами и корреспондент американского новостного издания Axios Барак Равид.
По его мнению, сейчас в Вашингтоне обсуждаются всего два ключевых вопроса: сроки потенциальной военной операции и вероятность того, что удар приведёт к серьёзной дестабилизации иранского режима. «Хотя на данный момент удар не кажется неизбежным, источник в США, знакомый с ситуацией, сообщил мне: «Всем известно, что президент не отрывает палец от кнопки», — пояснил автор.
«Мы ждём того, что выглядит как неминуемые удары по Ирану. Понятия не имею, случится это или нет? Но всё указывает, что что-то приближается», — достаточно зловеще спрогнозировал развитие событий в минувший четверг известный американский журналист и политический комментатор Такер Карлсон.
Как же в таком случае расценивать пятничное высказывание Трампа, будто он в самый последний момент решил отложить нападение лишь потому, что ему доложили: «У них (в Иране — „СП“) было назначено более 800 казней через повешение на вчера (на 15 января — „СП“). Они никого не казнили. Они отменили казни. Это оказало большое влияние»?
Однако всего в Иране за последние дни арестовано свыше 3000 участников уличных беспорядков. Это если верить местному агентству Tasnim. С ними работают следователи. Суды еще впереди.
Так что, весьма вероятно, с казнями наиболее рьяных оппозиционеров в этой стране все еще может быть. Однако если недовольных все же станут вскоре вздергивать на стрелах подъемных кранов, как уже случалось в этой стране, Трамп снова воспылает «праведным гневом» на Тегеран?
Очень может быть. Только расправы с недовольными в Иране в таком случае точно станут для США не более, чем политико-идеологическим прикрытием очередной американо-израильской агрессии. А каковы истинные ее причины?
Главная, как не скрывают в Тель-Авиве, — в так и не разгромленной ядерной программе Ирана. Которая не только продолжается, но и с каждым днем приближает режим аятолл к обладанию собственной атомной бомбой.
Второе — все более и более массированное наращивание персами производства средств доставки оружия массового поражения на большие расстояния. Чему свидетельством недавнее заявление директора проекта по Ирану в Международной кризисной группе Али Ваеза, что в этой стране «ракетные заводы работают 24 часа в сутки».
И далее: «В случае нападения Иран планирует нанести по Израилю удар с гораздо большей интенсивностью, чем минувшим летом… Они надеются выпустить 2000 ракет одновременно, чтобы прорвать израильскую оборону. А не 500 ракет за 12 дней, как Тегеран это сделал в июне», — еще более определенно высказался Али Ваеза.
И при таких обстоятельствах кто-то из нас должен верить, что Трамп на самом деле искренне проникся внезапным миролюбием по отношение к персам? И только потому, что те пока кого-то еще не сунули в петлю?
Бред, конечно. Рассчитанный на слишком легковерных. А мы, я думаю, предпочтем верить не словам, а фактам. А факты на Ближнем Востоке нынче все более отчетливо приобретают предвоенный характер.
А именно: вооруженные силы США уже завершают ряд крайне дорогостоящих мероприятий по подготовке к массированному удару. Союзный Вашингтону Израиль спешно готовит гражданские клиники на своей территории к массовому приему раненных.
И разворачивает дополнительные системы ПВО вокруг своих важнейших городов. А Великобритания отозвала с военных баз в Катаре часть военного персонала.
Да и много чего еще указывало на то, что ситуация буквально на грани. В частности, с авиабазы Аль-Удейд в Катаре 14 января были подняты в воздух самолеты-заправщики Boeing KC-135 Stratotanker. Причем, их экипажи тут же отключили транспондеры, позволяющие отследить местоположение этих машин.
То есть — все выглядело так, как если бы до взлета ударных групп тактической авиации США и Израиля оставались считанные часы. И вдруг «на полном скаку» все это было Трампом остановлено. Почему? И надолго ли?
В точности это знает только Вашингтон. Но кое-какие предположения, на мой взгляд, можно сделать.
Одно из основных — американцы и их союзники в регионе нынче не располагают достаточными силами, чтобы уверенно победить в молниеносной операции против персов.
К началу очередного конфликта на Ближнем Востоке Штаты располагают лишь 30-тысячным воинским контингентом в этих широтах. Причем — повсюду, на кораблях и на береговых военных базах.
Что значительно меньше, чем имелось в распоряжении Пентагона минувшим летом, к началу операции Израиля «Восставший лев», направленной на разрушение ядерной программы Ирана.
Кроме того, сильно ослабленной к сегодняшнему дню оказалась противовоздушная оборона США на Ближнем Востоке. Поскольку обе системы Patriot, которые к июню 2025 года американцы в большой спешке перебрасывали к иранским рубежам из Южной Кореи и Японии, им после завершения операции «Восставший лев» пришлось вернуть восвояси.
А без мощного зенитного прикрытия отражать очень вероятные в случае начала активных боевых действий ответные атаки иранских баллистических ракет военным Соединенных Штатов слишком сложно. Тогда неизбежны серьезные потери.
И, наконец, главное: в зоне Персидского залива у ВМС США к началу 2026 года не оказалось ни единого авианосца ВМС США. А без них бить кого-либо (даже заведомо более слабого, чем Иран) янки давно уже разучились.
Все, чем располагают ВМС США в этих широтах на сегодня — три корабля прибрежной зоны «Канберра», «Талса» и «Санта-Барбара». Предназначенные, главным образом, для противоминной защиты. А вовсе не для выполнения ударных задач.
Правда, неподалеку, в Красном море, несет службу еще ракетный эсминец «Рузвельт» с десятками крылатых ракет «Томагавк» на борту. В Персидском заливе еще два таких же — «Митчер» и «Макфол». Но все равно столь ничтожными силами, как уже сказано, американцы никого ставить на колени давно не приучены. Им срочно нужна подмога. И желательно повнушительней.
Так зачем же, казалось бы, дело стало? В распоряжении Пентагона, как известно, всего 11 атомных авианосцев. Почему же никого из них командование так и не сумело заблаговременно подтянуть к побережью Персидского залива?
А все просто и банально: некого и нечего туда Пентагону посылать. Все находящиеся в строю и в соответствующих стадиях боевой готовности авианосцы американскими адмиралами и без того уже давно выгнаны в море.
Если конкретней: атомный «Джордж Вашингтон» (CVN-73) к середине января несет службу в Йокосуке, Япония.
Примерно в тех же краях, в Южно-Китайском море, до недавнего времени крейсеровал и «Авраам Линкольн» (CVN-72) с кораблями охранения.
В Карибском море блокаду Венесуэлы продолжает осуществлять «Джеральд Р. Форд» (CVN-78).
Первых двух, очевидно, Вашингтону ни за какие коврижки не хотелось бы убирать из Тихого океана. Потому что рядом быстро растущий военно-морской флот Китая. Противостояние с которым американцы уже давно считают своей главной боевой задачей в Мировом океане на ближайшие десятилетия.
Потому что в распоряжении Пекина, как известно, на ходу уже три собственных авианосца. И объявлено, что к 2035 году их в составе ВМС НОАК станет ни много, ни мало — аж девять (!). Другими словами — почти столько же, сколько у США. И как быть с этой нарастающей угрозой в Вашингтоне доселе так и не придумали…
Однако вернемся к перспективам нового и вовсе не отмененного Вашингтоном, как считают многие, вооруженного конфликта США и Ирана. Вероятно, ради его всемерного приближения Пентагон все же решился на отзыв атомного авианосца «Авраам Линкольн» из Южно-Китайского моря.
Достаточно ли будет только этого? Судя по всему, в Вашингтоне не уверены. Ведь прошлым летом в операции против Ирана Штаты в Средиземном, Красном морях, а также в Индийском океане задействовали сразу три таких огромных боевых корабля. С сотнями ударных и прочих самолетов и вертолетов на борту.
Похоже, что в Пентагоне до самого последнего времени обсуждалась срочная отправка на Ближний Восток и «Джеральда Р. Форда» от берегов Венесуэлы.
Это следует из случившейся на днях беседы адмирала Дэрила Кодла, начальника управления военно-морских операций, с группой американских журналистов.
Как только что поведал заокеанский интернет-портал USNI News, адмирал Кодл заявил, что не в восторге от такого предложения своего начальства. Главный и, по сути, единственный аргумент: названный авианосец покинул порт приписки в Норфолке 24 июня 2025 года. А значит, он седьмой месяц в непрерывном походе.
Если продлить развертывание «Форда» еще на неопределенный срок, снарядив его повоевать еще и к Ирану, то, как считает Кодл, экипаж может и не выдержать напряжения. Кроме того, будут сорваны уже подписанные и очень значительные в финансовом отношении контракты по послепоходовому обслуживанию авианосца в заводских условиях на территории Соединенных Штатов.
«Я думаю, что „Форд“, с точки зрения его возможностей, был бы бесценным вариантом для любых военных целей, которые преследует президент, — пояснил Кодл. — Но если потребуется продление (сроков планового развертывания — „СП“), это вызовет сопротивление со стороны начальника управления. И я посмотрю, смогу ли я сделать что-то еще», — весьма туманно и неизвестно кому пригрозил адмирал.
Но, как можно предположить, перед журналистами он если и высказал правду, но не всю. Потому что предполагаемый уход «Форда» с кораблями охранения (а это эсминцы УРО «Уинстон С. Черчилль», «Бейнбридж» и «Махан») от берегов Венесуэлы будет означать свертывание американской операции «Южное копье». Если это произойдет, блокада Венесуэлы будет фактически свернута. Тогда и без того неясные перспективы этой страны после похищения ее президента Николаса Мадуро американцами вообще растают в тумане.
Однако ведь тут даже и при наличии «Форда» в Карибском море с американской блокадой много неясного.
Скажем, совершенно непонятно, что штатовская эскадра намеревается предпринимать, чтобы не допустить в порты Венесуэлы пару китайских супертанкеров. Явно наплевавших на все заокеанские ограничения и неотвратимо приближающихся к ее порту Хосе. Причем — не под какими-то там «удобными» флагами. А под собственными, флагами КНР.
Первый из этих огромных коммерческих судов — Xing Ye (длиною 332 метра, а шириной — 60,04 метра) вот-вот войдет в зону американской блокадной операции «Южное копье». И большой вопрос: решатся ли корабли ВМС США преградить ему путь силой оружия?
Если решатся — серьезный конфликт с Пекином Вашингтону обеспечен. Поскольку Китай, за последние десятилетия по официальным договоренностям с Каракасом вложивший в венесуэльскую нефтедобычу свыше $60 млрд, не имеет ни малейших оснований считать все здешние углеводороды исключительно добычей чрезмерно ушлого Трампа. И вряд ли так же легко, как Россия, согласится с гигантскими денежными и репутационными потерями.
А если не решатся и пропустят — стало быть, вся эта затея с блокадой была просто театральной постановкой под режиссурой Трампа. С главной целью «вытурить» Россию из «мягкого подбрюшья» Америки. С Китаем этакие фокусы давно уже не проходят.
Поэтому, фигурально выражаясь, пытается устоять Вашингтон сегодня на двух разъезжающихся под ним льдинах. Одна называется «Иран». Другая — «Венесуэла».
И заставить их соединится в нечто твердое и устойчивое, чтобы не плюхнуться в обжигающую холодом воду, — никаких авианосцев у Трампа не хватит.
Что он выберет? Ответа ждать осталось недолго.
https://svpressa.ru/war21/article/499099/
