Россия может возобновить проект железной дороги Курагино-Кызыл-Хами с выходом в Китай и Монголию
Об этом сообщает издание Коммерсантъ со ссылкой на источник, знакомый с содержанием письма вице-премьера В. Савельева президенту В. Путину от 29 июля.
Сообщается, что рассматривается вариант привлечения бизнеса для финансирования хотя бы подготовки технико-экономического обоснования проекта.
Общая протяженность дороги составит около 2250 км.
Основной грузопоток планируется формировать за счет угля, железной руды и цветных металлов с месторождений Тувы и соседних регионов.
Дополнительную загрузку создаст перераспределение зерновых, нефтяных, лесных и минерально-строительных грузов с действующих маршрутов, а также рост производства продукции лесопромышленного комплекса и минеральных удобрений.
В сентябре 2024 г. первый замминистра транспорта В. Иванов на Восточном экономическом форуме заявил, что предварительная стоимость участка Кызыл-Курагино превышает 1 трлн руб.
Строительство может быть реализовано за счет частных инвестиций по модели Тихоокеанской железной дороги Эльги.
Сейчас приоритет - поиск инвестора для подготовки ТЭО.
Первое соглашение о строительстве участка Кызыл-Курагино (410 км) подписали в 2008 г. на ПМЭФ с экс-сенатором С. Пугачевым.
Дорога должна была соединить Элегестское месторождение угля (855 млн т) с железнодорожной сетью.
В 2018 г. с владельцем лицензии Р. Байсаровым заключили концессию на 30 лет (стоимость - 192,4 млрд руб.), но в 2021 г. проект заморозили.
В 2022 г. магистраль включили в Центрально-Евразийский транспортный коридор (ЦЕТК), который планируется завершить к 2035 г. или позже.
В 2025 г. Красноярский край, Хакасия и Тува подписали с ЦСР меморандум о сотрудничестве для оценки грузовой базы ЦЕТК и потенциала добычи угля в Сибири до 2050 г.
РЖД подтвердили, что региональные власти готовят ТЭО, изучая возможные объемы грузоперевозок.
Рассматривается маршрут через монгольский Ховд до Урумчи (КНР), но он не совпадает с данными из письма В. Савельева.
В 2016 г. Россия, Монголия и Китай утвердили два коридора: западный (Курагино-Кызыл-Цаган-Толгой-Урумчи) и северный (Курагино-Кызыл-Цаган-Толгой-Эрдэнэт-Пекин-Тяньцзинь).
Вариант входа в Китай через Горный Алтай пока отложен.
Более половины грузов на маршруте Кызыл-Курагино составит уголь.
Ресурсная база включает 20,2 млрд т угля, из которых 61% - коксующиеся марки Ж, 23% - ГЖ.
13% запасов уже лицензированы (Элегест, Улуг-Хем, Каа-Хем, Чадан).
Также рассматриваются месторождения меди, полиметаллов, редкоземельных металлов и нефелиновых руд.
Монголия, через которую пройдет трасса, сама экспортирует коксующийся уголь в Китай.
В 2024 г. поставки составили 56,8 млн т (+5% к 2023 г.), но в первой половине 2025 г. упали на 13% (33 млн т) из-за снижения спроса.
Развитие железных дорог в Монголии усилило конкуренцию: уголь с Таван-Толгоя вытесняет российский.
В 2022 г. запущена линия Таван-Толгой-Гашуунсухайт (30 млн т в год), а в 2025 г. начато строительство участка Гашуунсухайт-Ганцмод (20 км, пропускная способность - 30 млн т по широкой колее и 10 млн т по узкой).
По данным Е. Шерина (Институт географии СО РАН), железнодорожные перевозки угля из Монголии в Китай вчетверо дешевле автомобильных (12 долл. США/т против 47 долл. США/т).
В 2024 г. экспорт через Гашуунсухайт-Ганцмод вырос на 21%, до 80 млн т.
В письме В. Савельева подчеркивается необходимость гарантий от Монголии на транзит грузов в Китай, учитывая ее роль как крупного поставщика угля.
Эксперт П. Иванкин (Национальный исследовательский центр перевозок) отмечает, что без китайских инвесторов проект остается угольно-ориентированным, но российский бизнес не проявляет активного интереса.
По его мнению, привлечение китайского капитала могло бы ускорить реализацию, но для этого требуется решение президента.