В царстве «Единой России»
Итоги выборов 12–14 сентября в Иркутской области окончательно оформлены на минувшей неделе. Вслед за официальным вступлением во второй срок губернаторских полномочий кандидата «Единой России» Игоря Кобзева подобные процедуры состоялись и для победителей на выборах 15 мэров – исключительно кандидатов ЕР (лишь с вариацией сроков – например, мэр Черемхово Вадим Семенов избран в пятый раз, мэр Свирска Владимир Орноев – в четвертый). А завершающим этапом стало формирование руководства в местных (районных, городских) думах.
В ходе голосования были избраны 14 дум городов, районов и муниципальных округов Прибайкалья – примерно трети муниципальных образований второго уровня. И почти во всех случаях большинство получила тоже «Единая Россия». Чуть иной расклад только в некоторых из северных муниципалитетов: в думе Киренского муниципального округа у «единороссов» 7 депутатских мест из 15-ти, в думе Качугского округа – 8 из 15-ти, однако в обоих случаях есть резерв для присоединения из одного-двух депутатов-самовыдвиженцев. Но эти две территории – исключение из правила, по которому у ЕР большинство в две трети, а то и больше: например, в Черемхово и Тайшетском муниципальном округе главная партия оставила другим участника выборов лишь по одному месту. В общей сложности «Единая Россия» получила 216 депутатских мандатов из 276-ти, или свыше 78 процентов.
Наибольшее внимание привлекали выборы депутатов думы Иркутского муниципального округа (бывшего района) и Ангарского городского округа (по существу – Ангарска с пригородами). В первой из них ЕР получила 21 место из 26-ти, во втором – 22 из 25-ти. Сохранена и преемственность спикеров: думу Ангарска по-прежнему (с 2015 года) возглавляет Александр Городской, думу Иркутского муниципального округа – Алексей Панько (его стаж в этом статусе меньше – с 2024 года).
Количество мест у других партий не заслуживает отдельного внимания из-за малочисленности. Можно лишь отметить, дальнейшее ослабление КПРФ как проявление тающего эффекта «времени Левченко», ушедшего в прошлое. И примечательная деталь: Андрей Болгов («Справедливая Россия – За правду») и Константин Бушуев (КПРФ) – главные конкуренты мэров Сергея Петрова (Ангарский городской округ) и Леонида Фролова (Иркутский муниципальный округ), «распечатавших» третий срок полномочий, уступив на этих выборах (Болгов по числу голосов, а Бушуев был снят с дистанции), параллельно выиграли, причем уверенно, выборы в местные думы.
– В Иркутской области, как и по всей стране, сформирована политическая система, близкая к так называемой «народной демократии» в странах Восточной Европы советской эпохи. В ГДР, Польше, Венгрии, Чехословакии, Болгарии тогда существовала правящая партия и несколько партий-сателлитов. Проводились выборы, на которых малым партиям было позволено взять несколько мест в так называемом парламенте, но твердое, с запасом, большинство обязательно, при любой погоде оставалось за партией власти. Собственно, вся система была построена так, что иных результатов не могло быть в любом случае, и сами выборы не предполагали такую, казалось бы, очевидную и даже рутинную процедуру для настоящей демократии, как смена власти и чередование у власти различных политических сил, – отмечает иркутский политолог Максим Зимин.
В то же время «Единая Россия» сама по себе, отдельно от вертикали исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления (президент – правительство и федеральные ведомства – губернаторы – мэры, главы администраций), не играет столь уж большой роли в общественно-политической жизни. Но если речь именно и только о партийной системе, то действительно у нас фактически существуют полторы партии: одна – доминирующая, а «половинка» – это все остальные вместе взятые.
Юрий Пронин, ИА «Альтаир»