«Сказка, которой нужна забота»
О старом центре и современной архитектуре, ликвидном городе чердаков и грядущем форуме «Дерево в архитектуре» беседуем с Денисом Поздняковым, главным архитектором Рыбинска — Денис Иванович, в Рыбинск вы приехали из Вологды и на новом месте живете уже целый месяц. Поделитесь своими впечатлениями о городе.
— Город сказочный! У моих коллег, которые тоже решили вместе поработать с Рыбинском, такое же мнение. Впечатляют центральная часть города, собор, старинная купеческая архитектура, из советского наследия – мост и «Авиатор». То, что досталось от предков и, слава богу, удалось каким-то чудесным образом сберечь. Архитектурное наследие и дальше необходимо сохранять, по крайней мере, не нарушать, а где-то привлекать современные подходы.
Безусловно, привлекает главный фасад города – это Волжская набережная. Большая вода не просто часть пейзажа, развлечение для наших глаз, это рабочая лошадка. Города, имеющие выход к реке или морю, живут особенной жизнью. Здесь, в акватории Рыбинска, водного транспорта пока не так много, и сам ресурс береговой линии используется не полностью.
— Кстати, один из ваших проектов был связан с благоустройством набережной в Вологде, расскажите про него.
— И не один проект. Для Вологды я делал большой проект благоустройства Кремлевской площади и набережной еще в нулевых годах. Он включал в себя земляные, инженерные работы, вертикальную планировку территории. По нему до сих пор продолжает развиваться эта территория.
Потом был проект в Шексне. В итоге он масштабировался и превратился в такой внутренний «национальный» проект Вологодской области – «Русские берега». Он объединил Великий Устюг, Череповец, Белозерск, Шексну и другие населенные пункты. С ним мы получили поддержку на всех уровнях, в деньгах это несколько миллиардов рублей. Например, в Череповце по этому проекту сделали городскую набережную с акцентами на выход к рекам Шексне и Ягробе, на непосредственное общение с водой. Этот опыт пригодится и в Рыбинске. — Какими проектами вы будете заниматься здесь?
— Продолжим приводить в порядок исторический центр. Это ресурс для привлечения внимания к Рыбинску, возможность обратить внимание самих рыбинцев на местное достояние, особенно молодых. Благоустройство в центре будет комплексное, оно затрагивает фасады, заборы, тротуары и дороги, организацию пешеходной зоны.
Кроме того, есть установка провести ревизию неэффективно используемых территорий в городском масштабе, поработать с собственниками, инвесторами, показать варианты приспособления, новые функции.
— Какие пространства вы видите пешеходными? — Рассматриваются разные варианты. Например, участок Волжской набережной от Стоялой улицы до Соборной площади; часть Крестовой, Преображенский и Вознесенский переулки. Окончательного решения пока нет. Сейчас идет стадия поисков, обсуждения. — Какие, на ваш взгляд, сценарии развития могут быть у исторических кварталов Рыбинска?
— Я заметил, что сейчас центр города мало обитаем, особенно по вечерам. Здесь почти нет жилья. Во всех европейских странах архитектура в центре городов – ценнейший ресурс. Это не просто квадратные метры. Старый фонд можно сделать ликвидным. Возьмем к примеру верхние этажи. Сейчас они по большому счету не интересны бизнесу, их не занимают под торговлю и даже под офисы. Есть ли у них потенциал сегодня. Почему бы и нет? Например, съемное жилье для туристов, этакие доходные дома, популярные до революции. Если подключить современные подходы к организации пространств. То же и с чердаками. Это резервы, которые могут стать основой для целой ниши в архитектуре и экономике. Центр может получить новую жизнь как город чердаков, город мансард. Жить в центре города станет модно.
Сейчас, например, актуальны такие направления, как лофт. Лофт – это тоже не аутентичная история, в 19 веке нечасто использовали открытый кирпич. Это современная архитектура, дизайн, но они уместны в исторических зданиях. — А как быть с разрушающимися, руинированными зданиями? Актуальная проблема для Рыбинска.
— Разные есть пути ее решения. Можно по образу и подобию восстановить памятник: старое укрепить, новое надстроить, что-то заштукатурить. То есть применить современные технологии. При этом давайте не будем лукавить, отвечая на вопрос, что мы получаем в итоге: исторический памятник или новодел? Можно пойти другим путем. Произвести консервацию того, что сохранилось. И в эти старые кирпичи вставить стеклянную коробочку – в этом есть своя эстетика и обаяние. Конечно, важно, чтобы любые современные решения внедрялись в историческое тело города с умом, чувством меры и профессиональным подходом.
— Вы являетесь членом правления Союза архитекторов России. Услышат ли в этой авторитетной организации голос Рыбинска? — Уже сейчас есть сильная поддержка от Союза архитекторов России. Одним из первых, но сразу очень серьезным шагом станет международный форум «Дерево в архитектуре», который мы проведем в Рыбинске в июле.
Сам факт, что организаторы обратили внимание на Рыбинск, не областной город, уже по-своему выдающийся. В прошлом году мы еле уговорили перенести этот форум из Москвы в Вологду. Но в итоге результат порадовал всех: Вологда получила хорошую поддержку от Минстроя России, архитекторы приехали, посмотрели город, обменялись мнениями, изготовители деревянных конструкций, зодчие продемонстрировали свои возможности потенциальным заказчикам. Прямо под открытым небом работали павильоны, где были представлены различные изделия: от скамеек, качелей до элементов храмовой архитектуры. Горожанам, застройщикам было интересно все это увидеть, пообщаться, завести контакты. В этом году, надеемся, в Рыбинске будет похожая история.
Форум – это площадка для привлечения ресурсов: материальных, интеллектуальных, информационных. В Рыбинск приедут архитекторы, реставраторы, меценаты, журналисты. Думаю, мы можем сделать хорошую рекламу Рыбинску.
— А почему вообще в центре внимания – деревянное зодчество? У многих возникает ассоциация со стариной, архаическими технологиями. Как дерево работает в современном городе?
— Дерево – наш исторический региональный материал. Мы не Кавказ, где дерева мало, и не Европа, где плотность населения другая. У нас много дерева, оно с нами везде, в каждом современном доме: это двери, кухни, окна… Более того, в 21 веке деревянное домостроение может быть даже многоэтажным. В Вологодской области работает завод по производству деревянных панелей, из них построено два четырехэтажных дома, в них живут люди. — А в Рыбинске история с деревянным зодчеством как может развиваться? — Самое очевидное – это реставрация исторической архитектуры. Из старых деревянных домов получаются такие конфетки, которые потом производят не меньшее, а может, и большее впечатление, чем каменная архитектура. Опять же Вологда показывает хорошие примеры – она продала в частные руки все свои деревянные здания (в казне города не осталось ничего, кроме памятников). Они сохранены, восстановлены и радуют людей.
Этот тренд приходит и в Рыбинск. Меценат Михаил Рыбников приобрел несколько зданий на Румянцевской улице и активно занимается их воссозданием.
В Рыбинске есть Бурлацкая больница, уникальный памятник. Летом мы обязательно покажем его архитекторам, профессионалам своего дела. Даже ради этого стоит устроить форум, чтобы люди увидели, какая здесь есть изюминка, какое достояние сохранилось!
И конечно, дерево может использоваться в малых архитектурных формах, в элементах зданий, интерьерах. Эти возможности тоже продемонстрируем на форуме.
— А нет желания привлекать к формированию архитектурной среды молодых архитекторов, выпускников вузов?
— Желание есть. Большие надежды возлагаю опять-таки на форум. Если будет отклик, интерес, можно рассматривать вариант организовать, например, летнюю архитектурную школу – дополнительное образование для молодых специалистов. Подобный опыт есть. Выездную архитектурную школу МАРШ проводили в Шексне, Череповце и Вологде.
— Расскажите о вашем самом любимом реализованном проекте.
— Дом, в котором я живу в Вологде – это и есть любимый, нескончаемый мой проект. Это двухэтажный кирпичный дом зажиточного крестьянина в центре города 1891 года постройки. Когда я начинал работать с ним, надеялся, что все будет проще и дешевле. Но, как это часто бывает, смотришь на красивую картинку, все нравится, а заходишь внутрь – и понимаешь, сколько еще задач предстоит решить. Это похоже на мое знакомство с Рыбинском. Одно дело, когда ходишь по городу как турист, и все сказочно. И другое – когда начинаешь вникать в ситуацию как специалист. Фронт работ здесь действительно большой.