Главные новости Данилова
Данилов
Сентябрь
2025
1
2 3 4 5
6
7 8 9 10
11
12 13 14
15
16 17 18 19 20
21
22 23 24 25 26
27
28
29
30

Социальные паразиты. Как боролись и борются в России с тунеядцами?

В стране начинается новая кампания по привлечению к труду массы граждан, по тем или иным причинам, не участвующим в производстве материальных и общественных благ или не показывающих свои доходы соответствующим органам. Весной 2025 года Министерство труда представило на Российской трёхсторонней комиссии план противодействия теневой занятости и предложения по выводу таких россиян на рынок труда. По оценке Минтруда, нелегально в РФ работают миллионы человек. Также миллионы откровенно отлынивают, лодырничают. И это в то время, когда остро ощущается нехватка трудовых кадров практически во всех областях. Понятно, как и отчислений в бюджет от деятельности. С этим злостным явлением – тунеядством – в стране боролись повсеместно и все время. Обратимся к истории вопроса.Агитплакат № 907 «Порядок нерушим в стране труда, и пусть повсюду, как огня, боятся пьянчуги, хулиганы, тунеядцы суровой справедливости суда!» Художник - О. Филиппов. Стихи - А. Стоврацкий. Москва, 1960-1961 гг.

В последнее столетие власти пытались решить эту проблему разными способами, но в основном карательными мерами — от налога до уголовной статьи. И успехи на этом поприще были совсем не однозначные. Но государство всегда продолжало беспощадную борьбу с тунеядцами и другими социальными паразитами прошлого и настоящего, строго наказывало их за тяжкие провинности, а общество, трудовые коллективы, соседи и неравнодушные граждане в свою очередь выносили свой праведный гнев в отношении их ленного времяпрепровождения. Впрочем, обо всём по порядку.

Само слово «тунея́дство» происходит от двух церковно-славянских слов — «туне», что значит «даром», «без платы» и «ясти», что значит «есть» или «питаться». То есть, по-простому, это желание и возможность поесть, не внося за еду плату. И долгое время это не носило негативной окраски, тем более такой, какой это явление приобрело при советской власти, когда стало трактоваться исключительно как «жизнь за чужой счёт» или даже жёстче — «паразитическое существование за счёт общества».

В Российской империи в начале ХХ века безработица не считалась ненормальным явлением, да в общем-то и постыдным тоже. Поэтому наказывать кого-то за отсутствие трудоустройства никому не приходило в голову. До Первой мировой войны российская экономика росла быстрыми темпами, по всей стране открывались заводы и фабрики, в сельское хозяйство пришла первая техника. Рабочие руки требовались повсеместно, так что за бортом производства оставались только те, кто и не думал работать, по большей части — маргинальные элементы. Биржи труда появились в Санкт-Петербурге, Киеве, Риге только в разгар войны и экономического кризиса. Правда, работали они плохо, так как не было соответствующего законодательства. Принято оно было 19 августа 1917 года Временным правительством как раз накануне Великой Октябрьской революции. И надо признать, что действовали биржи настолько эффективно, что закрылись лишь в 1930 году, когда советская власть торжественно объявила об окончательной победе над безработицей.

Сей радостный факт должен был быть закреплён в знаменитой Конституции 1936 года, являвшейся по оценке многих специалистов одной из самых демократичных и либеральных в Европе того времени. Однако вместо радостного сообщения о победе статья 12 Основного закона содержит суровое предупреждение: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: “кто не работает, тот не ест”». Последний пассаж трудно считать нормальной юридической нормой.Н. И. Кирсанов. Плакат «Тунеядцы - наши враги. Хлеб трудовой от них береги!» Ярославль, 1963 г.

Борьба с таким порочным явлением, как тунеядство велась бескомпромиссно. По большей части бороться с социальными паразитами должны были трудовые коллективы. Была распространена практика контроля: назначали ответственного за «несознательного товарища» — такими ответственными чаще всего становились завкомы или комсомольская организация, которые брали тунеядца «на поруки». До сих пор остались многочисленные едкие и броские плакаты, клеймящие нерадивых отщепенцев общества. Но с 1950-х годов за паразитический образ жизни практиковались следующие меры наказания — направление в колонию сроком до одного года или ссылка за 101-й километр.Агитплакат №1489 «Люди подвига, чести, великой идеи, исполины труда героических лет судят их - тунеядцев, подонков, пигмеев - им в советской стране оправдания нет!» Художник - Л. Корчемкин. Стихи - А. Жаров. Москва, 1963 г.

В начале 1960-х власть решила от увещеваний перейти к более решительным мерам по «трудоустройству» отлынивающих от производства граждан. 4 мая 1961 года был издан знаменитый указ Верховного Совета РСФСР «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Собственно, ничего особо нового не вводилось. Просто к классическим маргиналам были добавлены новые группы людей, «злостно уклоняющихся от общественно-полезного труда». К середине 1964 года по этому указу было сослано 37 тыс. человек.

Самым действенным инструментом борьбы с тунеядством явилась легендарная 209-я статья Уголовного кодекса РСФСР, принятого в 1970-м году. Формально, по ней преследовались люди, занимающиеся «бродяжничеством и попрошайничеством» (таких, кстати, было порядка 150 тыс. человек). Но на самом деле эта статья была направлена главным образом на тех, кто вёл «паразитический образ жизни» или работал частным образом. Многочисленные портнихи, сапожники, плотники, ремонтники, владельцы квартир и дач, сдававшие их внаём, и тому подобные, как правило, квалифицированные специалисты, просто выполняли заказы частных лиц, не отчисляя государству причитающийся налог. И насчитывалось таких неплательщиков несколько миллионов человек. Для того, чтобы привлечь к ответственности такую личность, достаточно было доказать, что данный индивидуум не трудился более четырёх месяцев. Были даже напечатаны специальные карточки, где компетентные органы проставляли отметки об исполнении или неисполнении требований. Далее — суд и неотвратимое наказание. За первый год применения хрущёвского указа было привлечено к ответственности около 240 тыс. человек, из них — 9% «извлекали нетрудовые доходы» за сдачу внаём квартир и дач, 20% проходили как частные предприниматели, а ещё 40% — обвинялись в том, что жили на «случайные заработки».Плакат «Тунеядцы - наши враги! Народное добро от них береги!». Художник - Е. Пальченков. Текст - В. Попов. Краснодар, 1962 г.

Вообще-то, практически всегда государство преследовало более всего именно этот «деловой контингент», а всякие прогульщики, лентяи, а также писатели, поэты, музыканты и другие творческие «праздные элементы» интересовали власть постольку-поскольку — больше для острастки общества. Впрочем, иногда подобные дела приобретали громкий характер.

Одним из самых известных «тунеядцев» в советской истории был выдающийся поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский. Всё было проделано по классической для того времени схеме. Сначала — статья в газете «Вечерний Ленинград». Она вышла 29 ноября 1963 года под броским заголовком «Окололитературный трутень»: поэта обвинили в паразитическом образе жизни. Затем 8 января 1964 года была опубликована подборка гневных писем сознательных граждан с требованием наказать зарвавшуюся «борзоту». (Общепринятый термин — «без определённого рода занятий».) Далее — 13 января — арест Иосифа Бродского. И, наконец, советский суд — «самый справедливый в мире». Судили Бродского не по статье, а по указу от 4 мая 1961 года, так что дело рассматривалось в административном порядке. И инкриминировали ему больше не паразитический образ жизни (хотя весь год он много работал и даже немного публиковался), а «ущербные и упаднические стихи». Показателен диалог поэта и судьи:

«Судья: А вообще, какая ваша специальность?
Бродский: Поэт. Поэт-переводчик.
Судья: А кто признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский: Никто. А кто причислил меня к роду человеческому?
Судья: А вы учились этому?
Бродский: Чему?
Судья: Чтобы быть поэтом. Не пытались окончить вуз, где готовят… где учат…
Бродский: Я не думал, что это даётся образованием.
Судья: А чем же?
Бродский: Я думаю, это … от Бога…».

В итоге его признали тунеядцем и приговорили к максимальному наказанию — пяти годам принудительных работ в отдалённом совхозе «Даниловский» в деревне Норинской Архангельской области, где опальный поэт занимался уборкой урожая. А по вечерам писал стихи. Правда, «перевоспитывался» поэт всего полтора года: после того, как за него вступились Анна Ахматова, Дмитрий Шостакович, французский писатель и философ Жан-Поль Сартр и другие, он вернулся в Ленинград. Справедливости ради, надо отметить, что поэт позже неоднократно говорил, что ссылка была, пожалуй, самым счастливым периодом в его жизни.

К когорте тунеядцев (больше по идеологическим соображениям) причислялись в разное время: историк Рой Медведев, писатель Владимир Войнович, философ Александр Зиновьев и многие-многие другие. Рок-музыкант Виктор Цой, чтобы не прослыть нарушителем социалистической законности, трудился кочегаром в котельной.Фотограф - С. С. Берменьев. Виктор Цой. 1990 г.

В 1980-х накал борьбы за доблестный труд несколько спал. Последнее, что наиболее ярко запомнилось нашим многострадальным гражданам, конечно же, были знаменитые «андроповские рейды» правоохранителей по кинотеатрам, ресторанам и другим увеселительным заведениям в рабочие часы дня, с целью выявления праздно отдыхающих.

По сути, активное противодействие властей злостному «тунеядству» прекратилось в 1991 году, когда был принят новый закон Российской Федерации «О занятости населения» и официально признано существование безработицы.

Однако, возвращаясь к началу статьи, более спокойное отношение общества к неработающим гражданам вовсе не решает проблему пополнения бюджета и занятости населения. В соседней дружественной Беларуси Президент Александр Лукашенко ещё в 2015 году подписал декрет «О предупреждении социального иждивенчества», более известный как Декрет о тунеядстве. Согласно этому документу неработающие граждане должны компенсировать государству расходы на социальные нужды, то есть платить налог. Такие идеи, конечно, бродят и в российском обществе. Однако министр труда и социальной защиты Максим Топилин во время Петербургского экономического форума в 2015 году заверил, что «никакого налога на тунеядство не будет, безусловно». Насколько эффективными будут меры, которые сейчас разрабатывает правительство, какова будет практика их применения — покажет время.

https://dzen.ru/a/aFjw0sUikAGAbv-O
https://dzen.ru/a/aFjw0sUikAGAbv-O

.

.

.

.

.

.















Музыкальные новости






















СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *