Влететь в копеечку. Как коллапсы в аэропортах отражаются на пассажирах
Массовые коллапсы в аэропортах вынуждают пассажиров пересаживаться на поезда и машины. Во что обходится изменение планов?
Накроет «КОВром»?
25-летняя москвичка Елизавета Ветрова 2 августа вместе с мужем улетает из «Домодедово» в Минеральные Воды. На руках у девушки авиабилеты туда-обратно по 38 тысяч рублей с человека и две путёвки в санаторий на 14 ночей, купленные за 110 тысяч рублей каждая. По расписанию супруги вылетают в 12.40 в субботу, 2 августа, а возвращаются в 20.05 16-го числа. «Билеты помогли купить родители, на путёвки мы копили сами, – рассказывает девушка. – Решили лететь в самый сезон, потому что осенью уже будет не до отдыха – мы оба работаем, а муж ещё учится в аспирантуре».
Но вот незадача: от того, что прямо в день вылета в аэропорту введут план «Ковёр» и отменят или перенесут половину рейсов, не застрахован никто. Придётся пересаживаться на поезд, что чревато финансовыми издержками.
«Безусловно, коллапсы в аэропортах вынуждают пассажиров задумываться, как можно иначе добраться до нужного города, – соглашается доцент кафедры правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Оксана Васильева. – Билеты на вокзалах, правда, в такое время тоже резко дорожают – в ночь с 5 на 6 июля, например, люди разобрали все места на «Сапсаны» из Москвы в Петербург, а цены из-за такого спроса подскочили почти вдвое».
В советское время такой рост цен, связанный с проблемами сограждан, называли спекуляцией, нынче – «динамическим ценообразованием» (оно, впрочем, не распространяется на плацкарт).
Поэтому супруги надеются, что им повезёт – лететь быстрее, чем ехать на поезде или добираться на машине (см. инфографику). Тем более билеты невозвратные, поэтому только из-за опасения отмены рейса вернуть их они не смогут. Вот если самолёт действительно никуда не полетит, а новый предложенный рейс пассажирам не подойдёт, тогда возврат оформят, объясняют в пресс-службе Ассоциации туроператоров России (АТОР).
Возможен также перенос рейса – и если супруги застрянут из-за этого в аэропорту, то спустя 2 часа за счёт перевозчика должны получить напитки, через 4 часа – горячее питание, а спустя 6 часов ночью или 8 часов днём их обязаны разместить в отеле.
А вот получить компенсации, если вылет задержали из-за повышенных мер безопасности, не получится. Вины авиакомпании в этом нет.
Пересядут на поезда
Авиакомпании могут начать закладывать риски отмен в свои тарифы, отмечает Васильева.
Сильно поднимать цены не позволит антимонопольная служба, однако незначительного повышения можно ожидать уже этим летом. «Искать обходные пути и ехать на поезде привыкли уже многие, к этому приучили ограничения работы аэропортов в южных регионах нашей страны, – отмечает доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин. – И если резкого повышения цен не случится, тех, кто предпочитает добираться по железной дороге, станет больше. Но мест на всех может банально не хватить».
Заработки падают
Сбои в работе воздушных гаваней могут сказаться не только на пассажирах, но и на зарплате сотрудников аэропортов и авиакомпаний, говорит Оксана Васильева. Например, чем больше летают пилоты, тем выше их доходы. А у специалистов службы досмотра за последние 2 месяца зарплата могла снизиться на 20–30 тысяч рублей из-за уменьшения объёмов работы.