Устроившие массовый намаз в "Ленте" мигранты "вымолили себе депортацию"
Тем временем незаконные публичные намазы выходят на новый уровень. И, похоже, этот раунд мы проиграли.
Дарина ЕРМОЛАЕВА
На днях СМИ облетела новость. В кемеровском гипермаркете "Лента" группа мужчин, не обращая внимания на окружающих, расстелила коврики для намаза прямо в холле магазина, возле дверей. Посетителям приходилось буквально переступать через молящихся, чтобы попасть внутрь или выйти.
Пусть молятся, нам не жалко
Особое недоумение у покупателей вызвало поведение охраны гипермаркета. Сотрудники ЧОПа предпочли занять позицию сторонних наблюдателей, хотя их прямая обязанность — поддерживать порядок на вверенной территории.
Как минимум это репутационные издержки или — в худшем варианте — потенциальная опасность. Не известно, что у этих людей под куртками. Возле входа стояли силовики, но ваша служба охраны даже не воспользовалась этой возможностью. Я подошел к сотруднику полиции и буквально умолял его вмешаться,
— написал жалобу на сайте магазина один из очевидцев.
Ответ администрации "Ленты" на многочисленные жалобы оказался еще более удивительным. В официальном письме покупателям представители ритейлера разъяснили, что их сотрудники "не имеют полномочий для воспрепятствования гражданам в проведении религиозных обрядов", если те не блокируют эвакуационные выходы.
Вымолили штраф и депортацию
Эта история случилась в октябре, но получила неожиданное продолжение спустя месяц. Видео незаконного намаза, распространяющееся в сети, и возмущенные комментарии людей все же заставили правоохранительные органы заинтересоваться этой историей.
Как сообщил телеграм-канал "Кузбас без экстремизма", полиция таки разыскала и задержала участников той самой публичной религиозной акции (читать: очередной провокации). Ими оказались граждане Узбекистана, приехавшие в российский регион "на работу". Суд назначил каждому штраф в 30 тысяч рублей и постановил принудительно выдворить их из России.
Вымолили депортацию у Аллаха, получается. Так и хотели? Или что-то пошло не так?
— иронизируют пользователи сети.
Стоило бы, конечно, наказать также администрацию и охрану магазина, которые решили, что публичные намазы в их заведении — норма.
Молитва приводит к трагедии
Всего через несколько недель после инцидента в Кемерово новая история всколыхнула уже столицу. В торговом центре на Ореховом бульваре 16-летний Хусейн Гаджиев попытался совершить намаз в комнате матери и ребенка.
Когда охранник сделал ему замечание, подросток сначала ушел, но через 20 минут вернулся с ножом. Камеры наблюдения зафиксировали, как он подошел к охраннику сзади и нанес два удара в спину.
Мужчина сначала даже не понимает, что произошло. Он пытается догнать нападавшего, но силы оставляют его,
— описывает трагедию свидетель.
При задержании на станции метро "Домодедовская" подросток оказал сопротивление, ранив также двоих сотрудников полиции. А позже в социальных сетях появилось видео, где молодой человек, похожий на Гаджиева, приносит присягу запрещенной в России террористической организации.
Это не оставляет сомнений, что подобные намазы становятся провокационным поводом для террористов.
Молитва на рабочем месте — это нормально?
Еще один показательный случай произошел на днях в городе Артеме (Приморский край). Водитель автобуса 101-го маршрута начал совершать намаз прямо в салоне транспортного средства.
Поначалу сообщалось, что это происходило при пассажирах, но позже поступило уточнение от перевозчика: молитва совершалась в пустом автобусе во время междурейсового отдыха. А снимал упавшего на колени водителя кто?
Гражданин России совершал религиозный обряд в пустом автобусе по маршруту 101 МП "Артем — ст. Угольная — Артем". Делал он это во время перерыва между рейсами. Пассажиров в салоне не было. Обряд происходил во время междурейсового отдыха водителя,
— пояснили в компании-перевозчике.
Прощай, светское государство
Получается, что работодатель не увидел в этом нарушений, хотя автобус — это прежде всего рабочее место, а вовсе не уголок для личных дел вроде поесть, поспать, помолиться и что там еще в голову взбредет.
Когда появляются такие объяснения — "он там молился, когда никого не было" — они звучат, как разрешение делать что угодно на рабочем месте. А дальше нас попросят не удивляться, когда мы придем в госучреждения, например, в больницу, и там увидим молельные комнаты. Нам скажут — "Это все происходит в свободное от работы время". И все, до свидания светское государство,
— прокомментировала ситуацию член Совета по правам человека при президенте России Марина Ахмедова.
Этот раунд они выиграли
Эти случаи вызвали волну обсуждений в обществе. Многие пользователи социальных сетей выражают тревогу:
Сегодня их четверо в магазине молилось и их не выгнали. Завтра тогда четыреста придут. И захочешь, но не выгнать будет.
— После случая нападения с ножом часть людей поостережется делать замечания за намаз в общественном месте. Так что этот раунд они, можно сказать, выиграли.
В большинстве случаев охранники — тоже мусульмане, была бы возможность — присоединились бы.
— Очевидно же, что это провокация и проверка границ дозволенного. Когда уже в полиции однозначно всем разъяснят, что это несогласованная миссионерская деятельность, и они станут реагировать на это как положено?
Когда религиозный же обряд проводится в месте, не предназначенном для этого, да еще и создает помехи другим людям — это уже явно выходит за рамки личного благочестия,
— пишут комментаторы.
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" разрешает проведение религиозных обрядов в публичных местах, но с важной оговоркой — подобные мероприятия требуют предварительного уведомления властей и получения специального разрешения. А его-то, как правило, у публично молящихся не имеется.
