Где и какие в Подмосковье добывают полезные ископаемые?
Подмосковье — далеко не самый щедрый в плане полезных ископаемых регион Российской Федерации. Да и большая часть того, что было — уже добыто. Естественно, все полезные ископаемые на территории области давно разведаны. Он них мы и расскажем.
За природные ресурсы Подмосковья сейчас в ответе региональное министерство экологии и природопользования. Оно осуществляет лицензирование, экспертизу и контрольно-надзорную деятельность в сфере изучения, разведки и добычи. Всего в области выдано 152 лицензии на добычу полезных ископаемых.
Сейчас работа компаний по использованию ресурсов региона строго регламентирована. Уже сложно поверить, что всего 12 лет назад ситуация с полезными ископаемыми была аховая. Тогда еще недавно вступивший в должность губернатор Андрей Воробьев заявил, что на территории области 48% полезных ископаемых добывается нелегально. Особенно рьяно велась подпольная добыча песка в Балашихе, Люберецком, Серпуховском, Ногинском и ряде других районов. Были приняты меры, а в отношении самых злостных нарушителей были заведены уголовные дела. Это позволило исправить положение.
«Нашу страну можно по праву считать богатейшей в мире по количеству природных ресурсов, в число которых входят полезные ископаемые такие как: природный газ, нефть, железная руда, уголь, однако их месторождения располагаются не повсеместно. В Подмосковье не добывают алмазы, нефть и газ, однако, наш регион богат общераспространенными полезными ископаемыми», - эти слова принадлежат бывшему главе Минэкологии региона Тихону Фирсову. Сейчас он руководит министерством имущественных отношений, а министром экологии и природопользования стал Виталий Мосин.
Сегодня в Подмосковье в промышленных целях в добываются в основном пески, песчано-гравийные породы, глины, торф и сапропель. Есть и другие полезные ископаемые. Так, еще в средние века крепости, дворцы и храмы строили из известняка, который добывался сразу в нескольких местах. Тот же Белый город в Москве — тоже из него. А Большой театр и кремлевские соборы строились из известняка, который был добыт в Мячковском месторождении. Широко известно и Коробчеевское месторождение, которое уже законсервировано, как и в Мячково. Добывают известняк и в наши дни - под Подольском и Коломной. Он используется для производства щебня, цемента и извести. Известняк — это белесый камень с более темными оттенками. Он является самой распространенной карбонатной горной породой. В залежах подмосковного известняка могут встречаться такие камни, как халцедоны, агаты и кремни. Их находят у станции Голутвин и под Ступино.
Точно богат регион торфом. Тем самым, что иногда горит в районе Шатуры. Там же он в основном и добывается. Знаменитая Шатурская ГРЭС работала раньше именно на торфе. Всего же в области разведано почти 1,8 тысячи месторождений этого горючего материала. Его подмосковные запасы могут составлять порядка миллиарда тонн. Кроме Мещерской низменности торф есть местами и на Верхневолжской низменности. Самые крупные месторождения на сегодняшний день - «Рязановское» в городском округе Егорьевск и «Радовицкий мох» под Шатурой. В наше время торф используется и как топливо, и как органическое удобрение.
Из горючих материалов есть в Московской области каменный уголь — на самом юге. Однако, это скорее дальние окраины знаменитых тульских месторождений и промышленная добыча бурого угля у нас не ведется — его слишком мало и это просто не выгодно начинать.
А вот песка более чем предостаточно и его добычей занимаются десятки предприятий и организаций. Песок у нас на любой вкус. Например, добываемый возле Люберец содержит большой процент кремнезема, что позволяет производить из него стекла и оптику. Им широко пользуются на Лыткаринском заводе оптического стекла. Кроме Люберецкого работает еще Егановское стекольное месторождение в Раменском городском округе.
Из кварцевых песков кроме стекла делают еще хрусталь и керамику. Их добывают на крупнейшем месторождении Подмосковья Восточно-Новочеркасском в городском округе Воскресенск, в пределах Смоленско-Московской возвышенности и в приокских районах. Что касается песчаника, то он преимущественно разрабатывается в городских округах Клин и Дмитровский.
Теперь о глине. Еще с XVI века возе Гжели добываются огнеупорные белые глины, что и обеспечило народный промысел сырьем. Тугоплавкие глины также добывают в Богородском городском округе (Тимоховское и Призаводское месторождения) и в Орехово-Зуевском округе — Власово-Губинское месторождение. В этих трех локациях может находиться до 11 тысяч тонн сырья. Кирпичные глины добываются на территории практически всей области.
Доломиты в Подмосковье в основном найдены возле Щелково. Их разрабатывают открытым способом в карьерах. Самый крупный находился под Щелково — Амерьевский. Кроме доломитов отсюда доставали песок, красную и голубую глины. В 80-х году объект был закрыт, а сейчас тут рекреационная зона. Но доломитов под Щелково еще много. Их запасы оцениваются в 11,4 млн тонн.
Для производства удобрений широко используются фосфориты, которыми подмосковная земля оказалась весьма богата. Их залежи есть в городских округах Егорьевск, Воскресенск, Зарайск, Коломна.
Когда-то в области добывали железную руду и даже титан. Их месторождения есть и сейчас, но они уже не обладают промышленным потенциалом по причине истощения. Разработка шла со средних веков — вот к сегодняшнему дню мало и осталось. Рудами были богаты подземные пласты под Серпуховым и Серебряными Прудами. У того же Серпухова и под Егорьевском есть залежи калийной соли.
Нашлось место в подмосковной земле и для каменной соли. Но ее промышленная добыча у нас никогда не велась по причине ее глубокого залегания. Зато эти соли наряду с железом оказали большое влияние на состав минеральных вод. Утверждается, что по лечебным свойствам и различным химическим показателям грунтовые воды в местах залегания каменной соли ни в чем не уступают воде из Ессентуков. Кстати, минеральные источники есть в области возле Клина. Серпухова. Звенигорода. Концентрация соли в них достигает 300 граммов на литр. Применяют эту воду в пищевой промышленности и в бальнеологических центрах.
А что же с золотом? Неужели правда есть? Есть. Мало того, в средние века в основном на севере нынешнего Подмосковья «мыли» всерьез — до тридцати пудов каждый год. Золотые монеты Московского княжества чеканились в основном из «домодобытого» металла. Прииск был даже в Сокольниках, которые тогда Москвой еще не были. Но основной объем золота приносили речки в районе сегодняшней Икши, размывающие на своем пути ледниковые отложения. И сегодня здесь можно намыть при удаче немного золота, но напомним, что такая добыча является привилегией государства и запрещена.
Именно тут, в нынешнем Дмитровском городском округе, незадолго до революции крестьянин нашел два золотых самородка. К Икше потянулись искатели удачи, газеты писали об обнаруженных золотых россыпях, о «подмосковном клондайке» и «золотой лихорадке». Среди авторов был замечен Владимир Гиляровский. Предприниматели создавали акционерные общества, но промышленная добыча оказалась тогда крайне не выгодной.
С новым оборудованием в советское время тут работали золотодобывающие предприятия, постаравшиеся собрать весь более-менее доступный драгоценный металл. Затем и их работа перестала быть рентабельной. Так что заработать на золотодобыче в регионе можно, но крайне сложно. Скорее эта история теперь может пригодиться лишь для туристических путешествий....