Александр Королев и город Асбест: полвека вместе. 19
Социализм с плановой экономикой, хоть и «ориентированный на человека», граждан своих, увы, накормить без усилий не мог. Это был его потрясающий минус, оказавшийся определяющим в последовавшем крахе системы. Но зато система формировала людей, героически преодолевающих трудности. Очевидно, одно с другим связано крепко. Нет трудностей — нет героев.
Современники утверждают, что Александр Александрович Королев обладал еще, кроме остальных качеств, «даром предвидения». Свою продовольственную программу — хотя происхождения был вовсе не крестьянского — он начал еще до объявленной в СССР государственной. Видеть пустые прилавки магазинов, очереди за самым необходимым ему становилось невмоготу.
Первой сельскохозяйственной «ласточкой» комбината «Ураласбест» стала птицефабрика «Асбестовская» (ныне отделение птицефабрики «Свердловская»). Стройку финансировал трест «Птицепром», материалы, ресурсы и часть оборудования — кроме технологического — взял на себя комбинат.
«К началу девятой пятилетки (1971 г.), — писали в отчете Асбестовского горкома КПСС, — на птицефабрике построены котельная, инкубатор, батарейный цех, девять птичников, яйцесклад, забойный цех. Развивается поселок Белокаменный, где строятся 16-квартирные благоустроенные дома, объекты соцкультбыта и коммунальные хозяйства. Все — по инициативе комбината «Ураласбест». Птицефабрика досрочно сдана в эксплуатацию, и население города сразу же оценило эффективность ее работы — продукты (яйцо, мясо птицы) поступают в торговую сеть».
Соратники замечали: еще в стране не придумали, а у Королева уже действует.
— У нас теплицы на фабрике № 6 появились, наверное, первые в области, — рассказывает Владимир Петрович Малых. — Площадью огромной — 3 гектара. К 23 февраля снимали урожай огурцов, а к 8 Марта выращивали цветы, тюльпаны и каллы. Цветы — это Королева идея. Он же не мыслил Международный женский день без цветов, всем женщинам управления комбината дарил букеты лично. Купить цветы к празднику — это еще какая была проблема, которую директор решил раз и навсегда. То же самое с овощами. Вне сезона огурцы, помидоры ни в магазине, ни на рынке не продавались, а у нас на комбинате — пожалуйста.
Впрочем, только огурцами, хоть и казались они посреди зимы настоящим деликатесом, сыт не будешь. Рабочему человеку мясо необходимо — и задумал Королев сельскохозяйственный цех в комбинате.
— Для этого «присмотрел» деревеньку Малиновку, — рассказал Валерий Лазаревич Лапин. — Поехали мы с деревенским народом разговаривать. Пообещал директор там ферму построить, выращивать крупный рогатый скот. Спросил — работать будете? Комбинат жилье построить поможет, социальные объекты, какие надо. Дорогу, конечно. Согласились. Областные власти поддержали: кому еще под силу подобные проекты? Хотя подсобные хозяйства в Свердловской области были. Я сам ездил перенимать опыт в Верхнюю Пышму. Правда, потом из Верхней Пышмы приехали смотреть на нашу Малиновку, аж присвистнули: ничего себе, вы опыт переняли. Впору к вам делегации возить, целое государство в своей Малиновке построили. Зато каждый работник комбината «Ураласбест» мог купить необходимые продукты к столу.
Сегодня, безусловно, сей факт вызывает улыбку. А к концу 70 лет, в годы расцвета социализма, ничего смешного не было. Наоборот — грустно, так как дефицит продовольствия здорово осложнял жизнь. Но в Асбесте умели решать проблемы. За инициативами комбината «Ураласбест» тянулись другие предприятия, брали подобные обязательства, и даже соревновались в лучшем исполнении. Например, второй знаменитый Королев Асбеста — Владимир Александрович, руководитель пассажирского автотранспортного предприятия, оставил городу построенный поселок Красноармейский и животноводческую ферму.
Продукцию сельскохозяйственных цехов распределяли ежемесячно. Хотя сбои имели место, по разным причинам. Но стоило рабочим обратиться к директору комбината, у которого за правило было бывать на раскомандировках, — вопросы снимались. Как-то в Центральном рудоуправлении талоны на мясо задерживали в течение 2-3 месяцев. «Почему?» — спросили рабочие, недолго думая, у Королева, посетившего утреннюю смену в плановом порядке. «Разберусь», — ответил директор, и на следующий день талоны выдали с учетом пропущенного периода. Еще бы его не уважали после таких поступков.
— Ошибки у нас тоже были, —с улыбкой вспоминает Юрий Григорьевич Пинаев. — Мы задумали кроликов выращивать . Но не прижились они — звуков железнодорожного транспорта не переносили. У свиней нервная система покрепче — свинарник заработал. Еще брали шефство над совхозами в округе, помогали техникой, с уборкой урожая — осенью весь город «на картошку» выезжал — так вот и обеспечивали себя продовольствием.
«Так сказал Королев»
О Королеве судили по делам его — все, от производственной бригады до столичного главка, и в справедливости, мудрости не было сомнений.
— Однажды меня, молодого еще инженера, директор отправил в министерство с бумагами — на комбинате открывали участок по производству товаров народного потребления (закрывали дефицит самого необходимого), — приводит пример председатель Совета директоров ОАО «Ураласбест» Владимир Андреевич Кочелаев. — В управлении «Главасбеста», когда узнали, что мы, минуя главк, сразу в министерство обращаемся, даже возмутились — мол, посоветоваться с нами не мешало бы. Но когда я ответил на претензии короткой фразой — «Так сказал Королев», ворчать перестали, а начали помогать. Авторитет и там, в столице, был у него огромный.
И почему — это понятно. Город Асбест рос, становился все краше, главное его производство приносило стране и области огромный доход в валюте. На «асбестовые» деньги, к слову, закупали оборудование для свердловского комплекса «Микрохирургия глаза» — а сотрудники комбината «Ураласбест» получили квоту на внеочередное обслуживание. Примеров много. И все они, эти примеры, говорят о том, как много было сделано для людей генеральным директором комбината «Ураласбест» Александром Александровичем Королевым.
Известный советский журналист Ярослав Голованов писал в своем очерке «Земля Свердловская», опубликованном 31 января 1981 года в «Комсомольской правде»:
«Язык у меня не повернулся задавать Королеву вопросы о подсобных хозяйствах. Мне казалось, что это все равно, как у другого Королева, Сергея Павловича, который рассказывает тебе о космической ракете, спросить: «А какой сок будет пить в полете космонавт?»
— Ошибаетесь, — сказал мне секретарь Асбестовского горкома партии Г.Е.Белоносов. — И Александр Александрович, и другие руководители наших предприятий уделяют этому первостепенное внимание. Без их помощи мы бы ничего не сделали...
В Асбесте живут люди дальновидные: решение горкома КПСС о строительстве своими силами в поселке Белокаменном птицефабрики приняли еще в 1967 году, когда о подсобных хозяйствах мало кто заботился. Через год Асбест стал получать по 3 миллиона яиц. Сейчас производит 10 миллионов и 1100 тонн птичьего мяса. Все яйца съесть не могут, отправляют соседям. Это уже не «подсобка», а мощное современное предприятие. Затем построили теплицы, на теплых водах Рефтинской ГРЭС начали создавать рыбозаводческое хозяйство. Одно дело — киловатты и тонны, и другое, когда эти производственные абстракции оборачиваются вполне конкретными цыплятами, карпами, поросятами, огурцами и помидорчиками. Как говорит А.А. Королев: «Так-то вот надо!»
Ирина Атанасова, Виктор Топорков, "Ураласбест": эпоха Королева. Полвека вместе".