Места силы и денег: деловые районы с высотными зданиями развиваются не только в Москве
Однако ни один из этих проектов не достигает столичного размаха, и, по мнению специалистов, в ближайшее десятилетие появления подобных масштабных градостроительных инициатив не предвидится. Как пояснил управляющий партнер Penny Lane Realty Андрей Садо, это объясняется не столько финансовой необходимостью местного бизнеса, сколько имиджевыми соображениями предпринимателей и политикой региональных властей: «С точки зрения естественного развития экономики местные предприниматели могут вести деятельность и в зданиях стандартной этажности. Однако строительство масштабных бизнес-центров служит инструментом привлечения новых партнеров на региональный и национальный уровни, демонстрируя прогрессивный характер развития территории». Исходя из этого, становится ясно, что основная движущая сила строительства подобных комплексов городские власти, стремящиеся максимизировать налоговые поступления. Это создает существенный стимул для развития плотной бизнес-инфраструктуры в высотных комплексах.
Еще один вероятный сценарий создания деловых кластеров в регионах — переезд штаб-квартир крупных компаний из Москвы. По словам главы архитектурного бюро HADAA Георгия Тюгаева, такие комплексы служат магнитом для формирования вокруг целых бизнес-кварталов: «Крупные компании, принявшие решение покинуть Москву, создают ядро будущих деловых районов при помощи ревитализации старых территорий, реконструируют здания и инфраструктуру в историческом центре, создавая точки роста на старой ткани». Например, вокруг офиса «Татнефти» в Альметьевске сформировалась целая экосистема, а штаб-квартира «Русской медной компании» в Екатеринбурге благодаря выгодному расположению и эффектной архитектуре «притягивает» бизнес и сервисные структуры.
Контекст города
Важно понимать: появление деловых кластеров способно заметно изменить качество среды, сформировав новый городской ландшафт. Такие районы могут служить инструментом перехода к полицентричной модели роста городов, обеспечив сбалансированное развитие территорий. К тому же это поможет в привлечении бизнеса и развитии экономики на местах. «Эффект от создания дополнительных центров притяжения будет ощущаться и в соседних районах: жителям не придется ездить в исторический центр на работу, перегружая транспортную систему. Они смогут занять рабочие места, которые здесь будут организованы», — пояснил декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко.
В настоящее время сложились две модели размещения деловых кластеров — на больших земельных участках на периферии городов либо в сложившейся городской застройке в рамках проектов редевелопмента. Так, глава архитектурного бюро IQ Эрик Валеев рассказал, что в Екатеринбурге подобные проекты концентрируются вблизи центра, где бизнес, жилье и культурные объекты образуют насыщенную городскую среду, в Тюмени же комплексная застройка, объединяющая офисные здания, жилые кварталы, гостиницы и торговые пространства развивается вдоль реки Туры. «Владивосток делает акцент на прибрежные зоны, превращая набережные в «визитную карточку» города и базу для развития бизнеса. Ростов-на-Дону, располагаясь на берегах Дона, также активно модернизирует прибрежные зоны, закладывая многофункциональные проекты, способные оживить городскую инфраструктуру», — отметил архитектор.
По оценкам руководителя проектного бюро Archivista Маргариты Авдышевой, в регионах более актуальна первая модель: «В большинстве случаев власти стремятся выносить подобные проекты на периферию, чтобы избежать транспортного коллапса. Компактные центры многих городов плотно застроены, а инфраструктура не обладает ресурсом для масштабного расширения. Поэтому такие кварталы проще выносить на обширные земельные участки вдали от исторической ткани». В качестве примера Маргарита Авдышева привела опыт Краснодара: власти хотят сместить коммерческий девелопмент в северо-восточную часть мегаполиса, ближе к крупным транспортным развязкам. Туда же предусматривается перемещение некоторых структур администрации, что станет дополнительным мотивом для компаний.
Особенности проектов
Важное условие формирования деловых кварталов — соблюдение комплекса технических и инженерных деталей, от особенностей грунтов до качества остекления. В каждом городе, отметил Эрик Валеев, решения должны отвечать местному климату и культурным особенностям: «В регионах с долгими холодными сезонами резонно применение застекленных галерей и теплых переходов, обеспечивающих комфортное перемещение в любую погоду. В южных и прибрежных районах целесообразно развивать открытые террасы и площадки, где можно организовать уличные кафе, смотровые платформы и просторные зоны отдыха.
Там, где высокой признается ценность исторической застройки, задача становится еще более сложной: необходимо обеспечить гармоничное сосуществование новых современных кластеров с уже существующими архитектурными ансамблями.
Андрей Садо напомнил о важности не только архитектурных, но и инженерных решений: «Успех проекта определяется способностью обеспечить комфортное пребывание на верхних этажах: от надежности систем водоснабжения до эффективности работы лифтов. Особое значение приобретают технические аспекты — качество лифтовых шахт, количество подъемных механизмов, продуманность офисных пространств, работа служб безопасности». Определяющим фактором становится профессионализм управляющей компании, владеющей специальными знаниями и компетенциями для обслуживания высотных комплексов.