Мистическое роуд-муви «Ветер» от продюсера культового «Бумера» выйдет в прокат с 6 ноября
Лучший российский дебют фестиваля «Дух огня» выйдет в широкий прокат 6 ноября. Это вторая режиссерская работа Сергея Члиянца, подарившего зрителям культовые фильмы 2000-х: «Бумер», «Настройщик», «Мама не горюй», «Даун Хаус», «Живой» и другие. Человек, умеющий находить баланс между коммерческим успехом и авторским высказыванием, «Ветер» — его возвращение в кино после десятилетнего перерыва. В фильме смысл человеческого существования заключен в одном пронзительном вопросе: «Как жить дальше будем?» Этот вопрос, словно ветер, пронизывает весь фильм, отправляя зрителя найти ответ в лабиринте собственных мыслей. Прокатом в России займутся Кинокомпания HHG и студия Пигмалион продакшн.
Фильм «Ветер» режиссера Сергея Члиянца — одна из самых «значительных» премьер года. Это роуд муви по дорогам, которые ведут не туда, где герои оказываются то в древних мифах, то в русских сказках, то в собственных воспоминаниях.
В мире фильма, где «все знакомо, но вывернуто наизнанку», разворачивается история рыбака Ивана Морозова. Оставив дома молодую жену Катю, он отправляется в путь, обещая вернуться с добычей: едой, деньгами и достойным ее красоты платьем. В компании случайного попутчика Сергея Волкова Ивану предстоит пройти по чудесному русскому ненастью и сделать страшный выбор, который навсегда изменит его судьбу.
«Ветер» — вторая режиссерская работа Сергея Члиянца и возвращение в кино после десятилетнего перерыва
«Ветер» — это настоящее жанровое кино, которое в лучших своих проявлениях перестает быть жанровым и выходит на первобытные, доисторические, архетипические высоты» — Станислав Ф. Ростоцкий.
В «Ветре» режиссеру удалось собрать мозаику культурных и исторических форм: античные мотивы («Одиссея», «Ифигения в Тавриде»), архетипические истории «Спящей красавицы» и народной сказки об Иване-царевиче и сером волке, Царь-рыбе, а также отсылки к древнерусскому «Хождению за три моря». Сюжеты, воспроизведенные через оптику магического реализма остаются актуальными и сейчас, несмотря на перенос места действия в нетипичную для них среду.
Однако за символической насыщенностью скрывается история об обычных людях, оказавшихся в водовороте исторического процесса и вынужденных бороться за жизнь. В мире «Ветра», пережившем череду войн, эпидемий и катастроф, больше не действуют правила привычного мира, возникают новые представления о морали, религии и реальности как таковой.
Сценарий фильма был написан легендарным тандемом Петра Луцыка и Алексея Саморядова в 90-е г.г.— авторами сюжетов таких фильмов, как «Дюба-Дюба», «Дети чугунных богов», «Лимита», «Окраина» и «Дикое поле». Долгие 30 лет он ждал своего часа, чтобы быть воплощенным на экране. В работе над «Ветром» Сергей Члиянц сознательно избегал доработок оригинального текста: все сюжетные события и реплики остались неизменны. Единственное, на что пошел режиссер — поменял местами несколько сцен и сократил некоторые эпизоды. При этом руководствовался не собственным видением истории, а сохранившимися дневниковыми записями Луцыка и Саморядова.
Богатейшую палитру эпох и смыслов продолжает и многослойный саундтрек: где аутентичные казачьи песни и монументальная «Симфония № 8» Густава Малера соседствуют с дип-хаусом Нины Кравиц и специально написанной для фильма песней Таис Логвиненко.
Одна из причин, по которой «Ветер» не удалось снять в середине девяностых — его сложнопостановочность, многообразие декораций и ландшафтов.
Съемки картины проходили в девяти регионах России: Ростовской и Волгоградской областях, на Кавказе и Тамани, степях Ставропольского края и Калмыкии. Из-за закрытия аэропортов юга России работа была затруднена, однако изменить географию не представлялось возможным: выбранные для «Ветра» натурные локации уникальны и не имеют аналогов.
Главные роли в фильме исполнили: Даниил Феофанов, артист МХТ им.Чехова, Серафима Гощанская, прототипом героини которой послужила Марина Влади, Олег Васильков, Сергей Качанов, народный артист России Николай Чиндяйкин, Иван Фоминов, Александр Доронин, Сергей Власов, Евгений Харитонов. Также в фильме снимались: Илья Исаев, Владимир Тяптушкин, Игорь Волокитин, Александр Коротков, Николай Самсонов и Анатолий Филиппов.
В марте 2025 года «Ветер» стал лауреатом международного кинофестиваля «Дух огня», получив награду конкурса за лучший отечественный дебют. Награды также удостоился актёр Олег Васильков за лучшую мужскую роль. В августе 2025 года состоялся специальный показ фильма на фестивале короткометражного кино «Короче».
Сергей Члиянц, режиссер: «Содержание художественного фильма возникает только в зрительном зале — нигде больше. В процессе придумывания, написания, съёмки, монтажа есть только ощущения, но не готовые „послания“. Поэтому, когда меня спрашивают, о чём фильм, я смущаюсь и прячу глаза: содержание рождается у зрителя, когда он смотрит картину вместе с другими. Сценарий «Ветра» — это уникальный текст, написанный в манере, которой уже никто не владеет. Сценарии Луцыка и Саморядова — это огромная сага о России, о народе, о вере и неверии, о поиске Бога. Судьба же «Ветра» складывалась непросто. Фильм был заявлен в программе фестиваля «Маяк», но мне пришлось вынужденно снять его оттуда. Я не могу раскрывать все подробности, но это было неприятное решение. За границей ситуация ещё сложнее: сегодня российские картины практически не принимают крупные фестивали, есть публичные заявления об отмене русской культуры. И хотя отборщики и директора программ были готовы показать «Ветер», преодолеть этот барьер оказалось невозможно. Это эмоциональный, спорный, вызывающий бурные дискуссии фильм».
Серафима Гощанская, актриса: «Каждый день съёмок фильма «Ветер» был наполнен приключениями, сложностями и смехом. У нас собралась команда энтузиастов, а когда так происходит — вы оказываетесь на территории сотворчества. Помню каждую ночную летучку, где решалось, что будем снимать завтра; сидящего Сергея Эдгаровича, обнявшего голову руками: „собаки не бегут, лошади не скачут, вороны не кричат“. Помню, как художник по гриму просил переснять сцену, потому что ветер в кадре неравномерно дул, а звукорежиссёр топил мне печку между дублями в холодные смены. В общем, было столько сюрреалистичного, что кажется, будто этого всего и не было вовсе. Но говорят, что было. Уважаемый друг, посмотри, тебе может понравиться».