Бахрейн и Иран ведут тайные переговоры о нормализации дипломатических связей
Слухи о контактах Манамы и Тегерана появились после примирения Исламской Республики с Саудовской Аравией, а также признаках потепления в отношениях с Египтом.
Издание Amwaj.media со ссылкой на свои источники сообщило о негласных переговорах между Ираном и Бахрейном по вопросу нормализации двусторонних отношений.
По словам неназванного высокопоставленного чиновника, ожидать примирения двух стран можно в скором будущем. Такая информация появилась после того, как Тегеран и Эр-Рияд при посредничестве Пекина согласились в течение месяца обменяться дипломатическими миссиями. Также Иран недавно выразил желание улучшить связи с Египтом, которые со времен Исламской революции 1979 года оставались довольно напряженными.
Если Саудовская Аравия в течение месяца откроет посольство в Иране, то Бахрейн останется единственной страной Персидского залива, которая не имеет диппредставительств в Исламской Республике. При этом источник издания Amwaj.media подчеркнул, что во многом на политику Манамы в отношении Тегерана влияла позиция Эр-Рияда.
Теперь, когда саудовская и иранская стороны достигли реальных подвижек в процессе мирного урегулирования, можно ожидать и начала нормализации связей Ирана с Бахрейном. Чиновник добавил, что на данный момент между Тегераном и Манамой нет каких-либо чрезмерно острых разногласий, которые препятствовали бы их примирению.
Недавно в этом направлении появились позитивные сдвиги: иранская делегация посетила Всемирную межпарламентскую ассамблею в королевстве, где встретилась с бахрейнским спикером Фавзией Абдаллой Юсуфом Зайналом, который призвал к расширению отношений. В свою очередь, официальный представитель МИД Ирана Насер Канани также выразил надежду на сближение с Манамой.
Кроме того, положительное влияние на отношения ИРИ с соседями косвенно оказывают и события вокруг Сирии: государства арабского мира, выступившие против правительства республики с началом войны 2011 года, теперь постепенно восстанавливают связи с Дамаском. В числе таких стран находится и Бахрейн.
Также несколько изменился и расклад в самом королевстве. Занимавший ранее пост премьера Халифа бин Салман Аль Халифа был известен как ярый противник Ирана. Однако с его смертью в 2020 году эту должность занял старший сын короля, наследный принц Салман бин Хамад Аль Халифа, более склонный к переменам.
Манама и Тегеран имеют давние и очень сложные взаимоотношения. Бахрейн провозгласил свою независимость от Иранского Шахства в 1971 году. Однако значительная часть населения королевства представлена шиитами, на которых все еще распространяется влияние Исламской Республики. По этой причине практически во всех антиправительственных выступлениях бахрейнские власти видят «иранский след».
В свою очередь, руководство ИРИ крайне болезненно воспринимает репрессии против шиитов на территории островного государства, равно как и участие других монархий региона, в частности, Саудовской Аравии, в подавлении беспорядков в королевстве. Все это не способствовало нормализации отношений, однако на фоне признаков постепенной стабилизации обстановки в регионе две страны действительно могут предпринять шаги по восстановлению связей.