Добавить новость
smi24.net
World News
Январь
2026
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Не только “левый“ чай: как пищевое мошенничество влияет на здоровье и экономику

0

Недавно в Казахстане запретили ввоз и продажу популярных марок чёрного чая. Эксперты говорят, что это не просто нарушение правил торговли, а классический пример преднамеренной фальсификации пищевой продукции. И чай — лишь вершина айсберга. Корреспондент TengriHealth выяснила, при чём здесь пищевое мошенничество и как оно влияет на наше здоровье.
Опасные добавки 
Эксперт по безопасности пищевых продуктов Лаура Аутелеева говорит, что ежегодный оборот чая в Казахстане составляет десятки тысяч тонн. При внутреннем производстве порядка 721 тонны и импорта от 3,8 тысячи до 25,2 тысячи тонн существует большой риск появления на рынке фальсифицированной продукции. При этом объёмы, которые попадают на проверку, несопоставимо малы. Поэтому мы не так часто видим новости о подделках. 
Об эксперте: Лаура Аутелеева — PhD, ассоциированный профессор НАО "Казахский Агротехнический исследовательский университет имени С. Сейфулина", эксперт Qazaq Expert Club по безопасности пищевых продуктов.
Недавно Комитет санитарно-эпидемиологического контроля Минздрава обнаружил в составе чая опасные синтетические пищевые красители: жёлтый "солнечный закат" (Е110), тартразин (Е102), понсо 4R (Е124), которые вредны для здоровья.
Аутелеева объясняет, что производители используют эти добавки как инструмент пищевого мошенничества.

"На упаковках были указаны недействительные адреса производства и расфасовки. Возможно, чай упаковывали в подпольных условиях без разрешительных документов. Это говорит о недостатках контроля за процессами производства, так называемой, пищевой цепочкой", — считает эксперт. 

Проблемы в пищевой цепи 
Наша собеседница отмечает, что для обеспечения безопасности очень важна система контроля пищевой цепи. И касается это не только чая — всех пищевых продуктов. Это процесс производства и доставки еды до потребителя. Подразумевается, что на каждом этапе существуют целостные и перетекающие друг в друга процедуры проверки.
Проблема в том, что сейчас в Казахстане за каждое звено цепи и техническое регулирование отвечают три разных ведомства: Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения и Комитет технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции. Тогда как мировое сообщество переходит к единой системе пищевой безопасности. 

"Это создаёт так называемые "слепые зоны". И мы не знаем, что происходит с едой, и как именно она в них попадает. Как результат — частые случаи пищевых отравлений, в том числе в школах и в детских садах, и кишечные инфекции", — продолжает свою мысль Аутелеева. 

Она приводит такую статистику.
Количество пищевых отравлений (по данным информационной системы Минздрава):

2021 год — 1109,
2022 год — 1502,
2023 год — 1943.

Количество кишечных инфекции:

2021 год — 17 061,
2022 год — 37 030,
2023 год — 35 037.

Как проверяют продукты в Казахстане?
Лаура Аутелеева объясняет, что в Казахстане контроль за безопасностью продукции на этапе реализации осуществляет Комитет санитарно-эпидемиологического контроля Минздрава. Ко всей линейке пищевой продукции предъявляют единые правила обращения согласно техническим регламентам ЕАЭС.
За 10 месяцев 2025 года эксперты проверили 16 181 образец продукции: 1 942 пробы — это 12,4 процента — не соответствовали установленным требованиям.
Чаще всего выявляли несоответствие правилам маркировки продуктов — 1 631 случай, это более 90 процентов всех несоответствий. 
И только 130 образцов продукции — 6,8 процента — оказались фальсифицированными.

"Казалось бы, это не так много. Но, несмотря на относительно небольшой удельный вес, именно фальсификация представляет повышенный риск для безопасности потребителей и подрывает доверие к производителям и торговым сетям", — обращает внимание эксперт. 

Пищевое мошенничество в мире и в Казахстане  
Пищевое мошенничество (Food Fraud) — это намеренное изменение состава или характеристик продуктов питания ради экономической выгоды.
Лаура Аутелеева объясняет, что, в отличие от обычных нарушений технологии, здесь всегда присутствует умысел: стремление скрыть подмену сырья, фальсификацию или иные манипуляции, которые не имеют никакого отношения к честному производству.
Эксперт по пищевой безопасности Лаура Аутелеева. Фото из личного архива 
Есть несколько сценариев.
1. Замена дорогих ингредиентов более дешевыми аналогами.
Так, недорогие виды рыбы нередко выдают за лосось или тунец, а молочные продукты разбавляют водой или растительными жирами.
Один из наиболее шокирующих исторических случаев — меламиновый скандал в Китае. В 2008 году производители добавляли меламин в корма и молочную продукцию, чтобы искусственно повысить показатели белка.
Справка: Меламин — бесцветное, не имеющие запаха кристаллическое химическое вещество, практически не растворимое в холодной воде и большинстве органических растворителей.
В итоге вещество оказалось в детском питании, а образующиеся меламинциануровые кристаллы приводили к образованию камней в почках и острой почечной недостаточности у детей. От отравленного меламином молока погибли шесть и пострадали более 300 тысяч детей.
2. Манипуляции с маркировкой: искажённые сведения о составе, ложные сертификаты, подделка сроков годности.
3. Имитация брендов: упаковка копирует дизайн известных производителей. Мировые потери от пищевого мошенничества такого рода составляют 40–50 миллиардов долларов в год.
Как пищевое мошенничество влияет на здоровье?
Согласно оценкам Всемирной организации здравоохранения, от последствий употребления некачественных пищевых продуктов, содержащих в составе опасные добавки, ежегодно заболевают 600 миллионов человек, то есть почти каждый десятый житель планеты, и умирают 420 000 человек.
По оценкам экспертов, к 2050 году более 10 миллионов человек будут умирать ежегодно из-за устойчивости к противомикробным препаратам. Людям перестанут помогать антибиотики, которые сейчас спасают жизни. 

"Вы, возможно, удивитесь, но проблема бесконтрольного применения антибиотиков есть и в ветеринарии, — говорит Лаура. — Такие препараты так же, как и гормоны для животных, до сих пор отпускаются без рецепта".  

Казахстанские научных исследования, которые учёные проводили в нескольких областях страны, выявляли на пробах сырья и продуктах животного происхождения высокий процент распространенности бактерий с множественной лекарственной устойчивостью. Речь шла о почти 48 процентах устойчивости к бактериям, которые выявляли у животных и птицы.

"Это большой процент, и он говорит о недостаточном контроле в этой сфере. И, увы, часть этих антибиотиков попадет в организм человека вместе с пищей. И повлияют на рост устойчивости к антибактериальным препаратам", — комментирует эксперт. 
 

Сколько теряет экономика из-за отравлений? 
Аутелеева вместе с коллегами оценила совокупные экономические потери, связанные с заболеваниями, вызванными употреблением небезопасной пищевой продукции. Они суммировали:

прямые медицинские издержки — расходы системы здравоохранения на оказание помощи; 
косвенные издержки — экономические потери, связанные с временной утратой нетрудоспособности. 

Посчитав расходы, эксперты сделали вывод, что совокупные ежегодные экономические потери здоровью населения, обусловленные употреблением небезопасной пищевой продукции, предварительно оцениваются на уровне около 4,1 миллиарда тенге ежегодно.
Какие ещё нарушения выявляют в продуктах?  
Лаура Аутелеева перечисляет самые распространённые нарушения в Казахстане:  
1. Крайне высокое содержание трансизомеров (трансжиров) в спредах и маргаринах.
2. Несоответствие жирнокислотного состава молочных продуктов: фактические данные не совпадают с заявленными на упаковке видами жира в продукции и процентом жирности.
3. Фальсификация жировой фазы: подмена молочного жира растительным, окрашивание продукта для улучшения вида.
4. Несоответствия по ДНК-анализу: эксперты находят ДНК птицы в баранине или, наоборот, не находят говядину в продуктах, где она должна быть — сою вместо мяса в колбасных изделиях.
5. Фальсификация мёда по диастазному числу — типичный признак добавления сиропов или нагревания продукта.
6. Использование синтетических красителей в чае, таких как тартразин (E102) и "жёлтый солнечный закат" (E110), которые не указаны на этикетке и запрещены в натуральных чаях.
Как работает глобальная международная система защиты потребителей?
Наш эксперт приводит в пример недавний случай, когда компания Nestle объявила о глобальном отзыве некоторых видов детских молочных смесей из-за опасений, что в них могут содержаться токсины. Партия продукции, которая попала под подозрение,  продавалась не только в Казахстане, но и в нескольких европейских странах: во Франции, Германии, Австрии и других.

"Отзыв продукции — эффективный элемент управления рисками. Для потребителя это сигнал о том, что система мониторинга работает: производитель выявил угрозу раньше, чем она нанесла массовый вред", — считает Лаура. 

Она добавляет, что в мировой практике отзыв продукции является распространённым инструментом защиты потребителей. Компании несут репутационные и финансовые потери, поэтому вкладывают много средств в превентивный контроль качества. За рубежом подобные факты не скрывают, наоборот, публично говорят о них, предупреждая об опасности потребителей.
Что делать потребителям?  
Лаура Аутелеева советует потребителям внимательно изучать маркировку, состав и сертификаты, проверять QR-коды на упаковках и происхождение продуктов, избегать подозрительно дешёвых товаров, сообщать о нарушениях в надзорные органы.
Эксперт признаёт, что неспециалисту достаточно сложно понять, не подделка ли перед ним, особенно, если внешне фальсифицированный товар ничем себя не выдаёт.

"Комитет санэпидконтроля проверил в прошлом году 16 181 образец пищевой продукции, а в социальном проекте "Сапалы Өнім", который защищает права победителей, — 2 000. Безусловно, эта работа очень важна. Но очевидно, что её недостаточно для системного контроля за безопасностью пищевой продукции по всей стране", — отмечает Аутелеева. 

Поэтому, подчёркивает она, необходимо усилить контроль на этапах ввоза, хранения и реализации продукции, внедрить эффективные механизмы прослеживаемости производства товара по всей пищевой цепочке. И самое важное — создать единый государственный орган, который отвечал бы за регулирование и развитие пищевой безопасности.
Пока же мы мало говорим на эту тему, хотя пищевое мошенничество — это проблема, которая затрагивает здоровье людей, экономику страны и репутацию национальной пищевой отрасли.
Читайте также: 
"Из-за тебя я чуть не погиб". Алматинцу пересадили сердце из-за энергетиков
Съесть солёный огурец и не умереть: как защитить себя от ботулизма
Стейки возвращаются: как новые рекомендации США по питанию перевернули пищевую пирамиду















Музыкальные новости






















СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *