Смоляне надеются на возрождение храма на родине светлейшего князя Потемкина
Воздать по заслугам. Духовщинцы ищут способы возродить старинную церковь на малой родине Григория Потёмкина в селе Чижеве. Вклад светлейшего князя в развитие России огромен. При этом о месте рождения Потёмкина сейчас напоминают лишь руины старинной церкви. Но Чижево не забыто.
Ключ бьет уже несколько столетий. Водой из него 245 лет назад утоляла жажду сама Екатерина II, рассказывает духовщинский краевед Аурел Чепой. С тех пор колодец называют царским. Кроме того, он связан с рождением Григория Потёмкина.
Аурел Чепой, краевед: «Потемкин родился в бане. А баня была расположена по соседству с этим родником. То есть примерно на этом месте была баня, в которой родился Потемкин, в 1739 году. Императрица приехала в далекое Чижево, чтобы проверить, действительно ли князь Потёмкин на казенные средства возвел в своем имении дворцы. Таковых она не обнаружила. И неизвестно, возвращался ли в усадьбу светлейший, будучи государственным деятелем».
Небольшое имение Чижево Александр Потёмкин получил за заслуги на военной службе. Здесь же прошли первые семь лет жизни Григория Александровича. А после смерти отца они вместе с матерью перебрались в Москву. А имение в качестве приданного перешло к его сестре Марфе.
Звук импровизированного колокола ознаменует начало молитвы. Михаил и Олеся Ивановы уже два года приезжают в Чижево к разрушенной Покровской церкви. Михаил учится в Смоленской духовной семинарии, в маленькой часовне читает молебны и акафисты, совершает службы мирским чином. Словно вторя молитве, там чирикают ласточки-касатки, которые свили гнездо прямо на иконе.
Михаил Иванов, смотритель церкви Покрова Пресвятой Богородицы: «Существовал такой указ смоленской духовной консистории поминать в чижевской церкви на вечные времена князя Григория Потемкина, поэтому служим панихиды».
Поначалу Ивановы вместе с другими верующими молились внутри старинной Покровской церкви. Но сейчас стараются не заходить туда. Ее стены расколоты огромными трещинами. Недавно рухнула балка, и уже надломилась другая.
Михаил Иванов: «Самое опасное – это балка на одном гвозде. Сейчас, если балка эта треснет, все большие балки рухнут».
В советские годы чижевская церковь использовалась как конюшня. Основательного ремонта в ней не было больше сотни лет. Состояние строения таково, что узнать в нем храм трудно. Разве что ажурные решетки в изящных проемах окон напоминают о былом благолепии. И хоть село опустело, постоянных жителей в нем нет, прихожан в Покровской церкви много.
Михаил Иванов, смотритель церкви Покрова Пресвятой Богородицы: «Бывает, по большим праздникам по 50 человек приезжает, на Крещение, такие праздники, знаете. В воскресные дни – 7-5-10 человек. Приезжают из Смоленска, Ярцева, с Калуги приезжают люди, с Москвы, Гагарина».
Теперь не только краеведы, но и каждый, кто приехал в Чижево, сможет узнать о заслугах Григория Потёмкина, обстоятельствах его рождения и смерти. При въезде в село установлены стенды с его биографией.
Аурел Чепой, краевед: «Я родом из Молдавии, недалеко от места, где светлейший князь в 1791-м скончался. В детстве мой дед показывал на далекий холм и говорил: «Вот там скончался светлейший». «Деда, а кто такой светлейший?» И он начинает рассказывать».
Аурел Чепой с детства слышал историю последних дней Григория Потёмкина. А переехав в Духовщину, смог узнать последнюю тайну его сердца. На гравюре запечатлен момент смерти князя. Рядом с ним его племянница Александра Браницкая – она ухаживала за умирающим дядюшкой и слышала его последнюю волю. В ожидании, пока императрица примет решение о месте захоронения князя, лекари останки забальзамировали, а сердце, по распоряжению Браницкой, поместили в золотую урну, которую графиня увезла с собой. Спустя много лет она перезахоронила сосуд в Чижеве.
Аурел Чепой, краевед: «Браницкую сопровождали военные, которые помогли довезти из Белой Церкви сюда сердце, обустроить эту часовню и похоронить. Потом они отрапортовали своим военным начальникам, где они были, что они делали. Эти документы сохранились, публикации не было. Но я уверен, что, по моим данным, ссылаясь на эти документы военных того времени, сердце покоится до сих пор в Чижеве».
Единственной памятью о князе Потёмкине и его имении остаются руины Покровской церкви. Прихожане трудом и молитвой поддерживают в ней жизнь: установили поклонный крест, украсили палисадник клумбами, косят траву, собираются поставить бронзовый бюст князя и даже совершили крестины.
Олеся Иванова, прихожанка церкви Покрова Пресвятой Богородицы: «Совершилась литургия, все остались довольны. И дочку покрестили! Решили, чтобы книга открылась здесь, во-первых, и богослужений, и уже есть, кого впервые за 100 лет здесь покрестили!»
Отдыхая под старой липой, как и Екатерина II во время своей чижевской поездки, они мечтают, что когда-нибудь Покровский храм будет возрожден, а их выдающийся земляк будет похоронен в нем по-христиански.