«Специалист по спутникам США»: ГРУ знало, какое дело можно поручить генералу Чайке
В радиоэлектронной разведке крайне важно нащупать новое направление
Патриарх радиоэлектронной разведки ГРУ генерал-лейтенант Петр Шмырев о герое моего очерка сказал так: «Виктор Чайка своим внешним видом, поведением и характером, выделялся из общей массы слушателей академии. Он был человеком необычным…».
Услышав такое, я стал допытываться, в чем же его необычность. «Пионер он, понимаешь. И другого такого не припомню в нашей службе, — признался Шмырев, — Видать, на роду у него так написано».
Позже, когда я стал внимательнее знакомиться с биографией Виктора Нестеровича Чайки, понял, что имел ввиду патриарх.
Действительно судьба этого человека сложилась так, что всю многолетнюю службу он проходил в пионерах. Помните значение слова «пионер»? Дословно из французского — первопроходец, зачинатель. Так уж сложилось, что название должностей, которые занимал Чайка, практически всегда начинались со слова «первый».
Он первым разворачивал строительство радиопеленгаторного узла системы стратегической разведки «Круг». Стал создателем и первым руководителем филиала Московского научно-исследовательского института. А когда впервые в системе военной разведки было решено открыть оперативно-техническое управление, начинать новое дело опять доверят Чайке.
Тяжелый опыт первого года войны
По выпуску из Военной электротехнической академии в 1941 году воентехник 1-го ранга Виктор Чайка был назначен помощником командира 490-го отдельного радиодивизиона Западного фронта, который стоял на защите Москвы.
Через год с небольшим в августе 1942-го был развернут первый отдельный радиополк. Первым заместителем командира по технической части стал Виктор Нестерович.
Объем работы значительно вырос. И это понятно, ведь все техническое обеспечение полка находилась в ведении молодого зампотеха. А радиополк, состоящий из нескольких дивизионов, имел на вооружении многочисленную и разнообразную технику — пеленгаторные станции, переносную радиоприемную аппаратуру, технику радиоперехвата.
Фронтовой опыт первого года войны подсказывал, что классические методы пеленгования и радиоперехвата устарели и оказались малоэффективными. Теперь приходилось действовать в условиях быстроменяющейся оперативной обстановки.
А в частях по-прежнему основным видом связи оставалась проводная связь. Радиосвязь использовалась не часто. Чайка понимал острую необходимость внедрения в постоянную деятельность подчиненных частей радиосвязи.
Его усилия не пропали даром. В архиве ГРУ мне посчастливилось найти редкие сохранившиеся документы, в которых дается оценка деятельности частей радиоразведки в период с 1 мая по 1 ноября 1942 года. «Налажена хорошая радиосвязь дивизионов с радиопунктами, — говориться в документе, — которая на 80% осуществляется на радиостанции „Север“. Хорошо освоена разведка бомбардировочной авиации. Полностью выявлена радиосвязь верховного командования немецко-фашистской армии».
В 1944 году командование Красной Армии приняло решение на базе полка развернуть первую бригаду ОСНАЗ. Заместителем командира по технической части был назначен майор-инженер Чайка. Он оставался на этой должности до 1948 года.
Новые задачи
После войны в Вооруженных силах развернулась активная работа по созданию новых образцов техники и вооружения. Для подготовки таких специалистов была создана группа офицеров-фронтовиков во главе с подполковником Виктором Чайкой. Группа успешно прошла обучение и разъехалась по войскам. Виктору Нестеровичу предложили должность в 10-ом Главном управлении Генерального штаба.
Казалось бы, новое дело, перспективное, но Чайка вскоре понял, штабная, бумажная служба не могла заменить живую работу с людьми. Подполковник вернулся в родную радиоразведку. Ему предложили должность начальника узла. Правда, как такового узла еще не существовало. Строительные работы в районе Гатчины только начались, и Чайка взялся за новое дел.
«Летом 1951 года, — вспоминал генерал Шмырев, — Чайка гостеприимно принимал нас с генералом Мироновым в своей части, увлеченно рассказывал о новом хозяйстве, показывал строящиеся и готовые объекты. Чувствовалось, что новое дело его по-настоящему увлекло. В эти годы сложился его менталитет, как руководителя крупных научно-производственных коллективов».
Готов служить там, где прикажут
В 1957 году на базе отдельной радиобригады ОСНАЗ в Лихоборах в первые создается Центральный радиотехнический полигон. Начальником полигона был назначен генерал Иван Миронов, его заместителем — полковник Виктор Чайка.
Чтобы оперативно укомплектовать штат сотрудников было решено назначать на должности офицеров-инженеров, зарекомендовавших себя на боевой работе в частях ОСНАЗ.
На начальном этапе наиболее важными разработками стали станция радиотехнической разведки «СДР-2», радиоприемные устройства «Кайра» и «Днепр», демодулирующая система «Модуль», анализирующие станции «Масштаб» и «Момент».
В штат полигона были включены два самолета ЛИ-2, оснащенные соответствующим оборудованием. Они совершали полеты вдоль границ нашей страны и использовались для анализа радиоизлучений.
В период работы на полигоне Виктор Нестерович накопил большой опыт руководства научно-производственной деятельностью. Это не ускользнуло от внимания руководства ГРУ.
Летом 1957 года полковнику Чайке предложили возглавить филиал Московского научно-исследовательского института, который создавался в Курске.
Объем научных работ впечатлил начальника ГРУ
Полковник Виктор Чайка с тремя помощниками прибыл в Курск 1 октября 1957 года. В его ведение передали строения бывшего суворовского училища. И это все. Временный штат 23 человека: семь офицеров и шестнадцать рабочих и служащих. Этой «могучей кучке» предстояло выполнить, без преувеличения, огромный объем работы.
«Менее, чем за год, — вспоминал полковник И. Малков, — помещения были полностью готовы к работе, для личного состава построены два общежития, заложен 40-квартирный жилой дом. За этот период было установлено, смонтировано и отлажено более ста единиц технологического оборудования.
В августе 1958 года издается новый штат численностью 1200 человек. Сформированы четыре научных отдела и другие службы. А командование Главного разведывательного управления уже ставит сложнейшие задачи перед коллективом института по созданию новых образцов специальной техники".
Научный коллектив работал весьма активно: было внедрено около 700 рационализаторских предложений, поданы более 30 заявок на изобретения, получены 8 авторских свидетельств.
Курский филиал посетил начальник ГРУ генерал армии Иван Серов. Объем научных работ, проделанный коллективом под руководством Чайки, впечатлил главу военной разведки, и вскоре Виктору Нестеровичу было присвоено звание генерал-майора.
И если в курском филиале все складывалось самым лучшим образом, то в научно-исследовательском институте в Москве, обстановка была иная. За последние годы сменилось несколько начальников. К сожалению, никто из них не смог внести сколько-нибудь заметный вклад в совершенствование работы института. И руководство Главного управления решило назначить на этот ответственный пост молодого и энергичного генерал-майора Виктора Чайку.
Институт обрел новое дыхание
Итак, вновь Москва. «Виктор Нестерович Чайка, — вспоминал генерал-лейтенант В. Соколов, — прибыл в наш коллектив в 1961 году. С присущей ему энергией он сразу начал работу.
В эти годы как раз осуществлялся переход от ламповой техники к транзисторам, а потом и к микроэлектронике. Чайка умел заглядывать в будущее. Именно при нем началось строительство современного корпуса микроэлектроники".
Действительно, Виктор Чайка с приходом на эту ответственную должность предложил перспективный план крупных преобразований. Он разработал соответствующее постановление, согласовал документ в Совете Министров СССР и добился его принятия. Как показала жизнь, Виктор Нестерович был прав.
Дело в том, что в эпоху кризисов остро требовалось укрепление и оснащение военной разведки новыми современными техническими средствами. А этого нельзя было достичь «мелкими шагами». Именно поэтому генерал Виктор Чайка так упорно и настойчиво отстаивал необходимость новых подходов по дальнейшему развитию научно-технической и производственно-технологической базы разведки.
К исходу 1967 года научно-производственные мощности института выросли более чем в 2,5 раза. Были проведены важнейшие разработки, которые позволили оснастить военную разведку новейшими техническими средствами.
Казалось бы, все встало на свои места. Институт обрел новое дыхание, стал мощным научно-исследовательским и конструкторским центром. Руководство военной разведки было вполне удовлетворено работой генерала Чайки на посту начальника института. Однако судьба подготовила для Виктора Нестеровича очередной крутой поворот. Вот уж воистину на роду у него написано — быть пионером, первопроходцем.
Генерал мыслил масштабно и перспективно
В 1967 году в составе ГРУ открыли новое управление — оперативно-техническое. Кого выдвигают на должность первого начальника этого управления? Совершенно верно — генерала Чайку. Задачи управления сложнейшие: руководство деятельностью научно-исследовательских институтов, выполнение функций заказчика специальной техники, научно-техническое сопровождение исследований и промышленных разработок.
Все возрастающие потребности оперативных управлений сложно было удовлетворить только за счет собственных научно-исследовательских служб. И Чайка развернул работу по привлечению Академии Наук СССР, вузов страны, оборонно-промышленных предприятий для выполнения научно-исследовательских и конструкторских работ.
Генерал Виктор Чайка всегда мыслил масштабно и перспективно. При его непосредственном участии была разработана первая программа вооружения.
Когда в Прибалтийском военном округе впервые были получены обнадеживающие результаты по разведке спутников США, именно Чайка участвовал в организации первой группы специалистов, которая впоследствии станет основой для создания системы радио- и радиотехнической разведки космических объектов.
Перехват сигналов спутников США в те годы был делом новым и неизведанным. Тем не менее, эта сложнейшая техническая задача была выполнена — перехвачен спутник связи Интелсат.
Семь лет возглавлял генерал Виктор Чайка оперативно-техническое управление ГРУ.
…В декабре 1973 года Совет Министров СССР принял постановление «О противодействии иностранной технической разведке». Началось формирование, так называемой, Государственной технической комиссии — специального органа, целью которого было противодействие иностранным техническим средствам разведки, предотвращение утечки государственных и военных секретов.
В составе комиссии, наряду с другими подразделениями, была создана и Государственная техническая инспекция. Первым ее начальником стал Виктор Чайка. На этой должности он и завершил свою службу.