В Петербурге открывается выставка советского фотокорреспондента Евгения Халдея
Выставка легендарного советского фотокорреспондента открывается в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда. Дочь Евгения Халдея Анна рассказала Metro, как работал отец и какие истории скрываются за уникальными кадрами, известными всему миру.
Дочь военного фотокорреспондента Анна Халдей рассказала Metro историю некоторых уникальных снимков.
Евгений Халдей был единственным советским фотокорреспондентом, запечатлевшим всю Великую Отечественную войну от первого до последнего дня. Его первая съёмка "Москвичи слушают сообщение Молотова о начале войны" датирована 22 июня 1941 года, а последняя, "Парад Победы на Красной площади", – 24 июня 1945 года.
– Галерея Art of Foto предоставила нам 57 фотографий Евгения Халдея, – комментирует хранитель музейных ценностей Роза Кекишева. – На фото – разные эпизоды войны, попавшие в кадр легендарного фотокорреспондента. Для нас важно показать работы этого автора, а у зрителей появится уникальная возможность увидеть фото своими глазами.
Елизавета Миронова, снайпер. Новороссийск, 1943 год
музей обороны и блокады Ленинграда
Фото:
"Ночные ведьмы"
– Этот снимок был сделан в 1943 году в Геленджике, –рассказывает дочь Евгения Халдея Анна. – Лётчицы 46-го гвардейского авиаполка слушают приказ по эскадрилье, который им зачитывает командир отделения. Девушки летали ночью, за что их и прозвали "ночными ведьмами". В ту весеннюю командировку отец сделал серию снимков. Кроме этого, есть кадр, где лётчица Надежда Попова трогает ветку мимозы. Ведь девушки и на войне остаются девушками. Надежда стала Героем Советского Союза, она выжила, позже вышла замуж за лётчика.
Отец рассказывал, что постановочных кадров у него практически не было. Ему, как и другим фотокорреспондентам и операторам, давали задание снять героические моменты. Поэтому действовали по обстановке, работали в предлагаемых обстоятельствах. И если удавалось что-то снять в минуты затишья, отец старался рассказать об этом моменте в своих фотографиях.
46-й гвардейский авиаполк "Ночные ведьмы", 1943 год
музей обороны и блокады Ленинграда
Фото:
Снайпер Лиза
– Красивая девушка с винтовкой – это московская школьница Лиза Миронова, – продолжает Анна Халдей. – Ушла со школьной скамьи добровольцем на фронт. Училась у знаменитого снайпера Людмилы Павлюченко. По распределению попала в Севастополь, где отец её увидел и сделал этот снимок. Папе очень понравилось её лицо. На фото Лизе 19 лет, вся жизнь была впереди. К сожалению, она погибла. Уже после войны отец оказался в Краснодарском крае. Пришёл к обелиску с именами погибших и увидел имя Лизы Мироновой. Ему рассказали, что она была тяжело ранена и умерла в госпитале.
музей обороны и блокады Ленинграда
Фото:
Победное знамя
– "Водружение Знамени Победы над Рейхстагом" – один из самых знаменитых снимков отца, – комментирует дочь военного фотокорреспондента. – О нём чего только не рассказывают. Я знаю историю этой фотографии со слов отца. Халдей знал, что ему предстоит командировка в Берлин, и решил подготовиться. В профсоюзном комитете обменял бутылку водки на три красные скатерти. Знакомый портной сшил ему из них три знамени. Из простыни выкроили серп, молот и звезду. Отец обернул самодельные знамёна вокруг талии, сверху надел кожаное пальто и отправился в Берлин. Он прилетел туда в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года. Добрался до места примерно через сутки, когда знамя уже было водружено над Рейхстагом. Рассказывал, что каждый, кто был рядом, хотел повесить хотя бы маленький флажок или ленточку на здание.
У Рейхстага папа встретил своего знакомого разведчика, сказал, что у него есть знамя и надо сделать снимок на крыше. Отозвались трое фронтовиков: Абдулхаким Исмаилов из Дагестана, киевлянин Алексей Ковалёв и Леонид Горычев из Беларуси. С трудом пробрались на крышу, распределили роли. 18-летнему Ковалёву, как самому молодому, доверили знамя. Отец рассказывал, что кадр не получался, знамя не выглядело победным. На крыше были огромные постаменты – отец попросил Ковалёва встать на один из них и чуть наклонить знамя над городом. "Как бы мне не улететь вниз, – ответил Алексей. – Пусть меня тогда Исмаилов держит за сапоги". Так и сделали. Папа потратил две кассеты по 36 кадров. Сам он вспоминал об этом моменте: "Я выдохнул. Понял, что победная фотография получилась". Когда фото были напечатаны, все увидели, что у Исмаилова на обеих руках часы. Редактор сказал, что часы должны быть одни. В результате с правой руки их убрали с помощью ретуши. 50 лет в советской печати появлялась фотография с одними часами. И только позже появилась настоящая фотография.
музей обороны и блокады Ленинграда
Фото:
музей обороны и блокады Ленинграда
Фото:
музей обороны и блокады Ленинграда
Фото: