Погрузка угля в июле подросла, но жить отрасль лучше не стала
Второй месяц лета показал небольшие улучшения в данных по погрузке на сеть, опубликованных РЖД. Однако в целом угольная отрасль пока не видит возможностей скорого выхода из кризиса – эксперты соглашаются, что на это влияет ситуация на мировом рынке угля, представители отрасли же отмечают, что и внутренние меры поддержки не вполне пригодны для качественного изменения ситуации.
Взгляд РЖД
В целом положение дел в отрасли в июле мало отличалось от того, что было в июне. Хотя в погрузке наметились некоторые улучшения: июль показал, по данным РЖД, спад на 3,2% к июлю прошлого года. В то же время в июне 2025 года снижение к прошлому июню составляло порядка 5%. Если обращаться к массе, то в июле было погружено 25,3 млн т, в июне – 24,9 млн т. Для улучшений оказалось достаточным сделать некоторые послабления для угольных маршрутов – подробнее о погрузке мы писали в ежемесячном разборе.
Из всей погрузки угля на экспорт в восточном направлении было погружено 10 млн тонн (+13,4%). В процентах: 56% угля погружено на восток, 84% следовало в инновационных вагонах.
Всего на экспорт по сети РЖД в июле перевезено 14,7 млн тонн угля (-0,5%), сообщает холдинг.
Погрузка по направлениям (внутренние перевозки и экспорт): Кузбасс – 66% на запад и 34% на восток (всего погружено 12,9 млн тонн); Республика Хакасия – 63% на запад и 37% на восток (всего погружено 1,9 млн тонн); Новосибирская область – 8% на запад и 92% на восток (всего погружено 0,9 млн тонн); Якутия – 2% на запад и 98% на восток (всего погружено 2,3 млн тонн, Амурская область и Хабаровский край – 100% на восток (всего погружено 0,3 и 0,7 млн тонн); остальные регионы – 21% на запад и 79% на восток (всего погружено 6,3 млн тонн).
РЖД продолжают делать акцент на непредъявлении угля к перевозке – в июле не было предъявлено 2,2 млн тонн.
«По данным обзора Института экономики и развития транспорта, объемы экспортного угля, не предъявленного к погрузке по согласованным заявкам, составили 1,3 млн тонн (из них в восточном направлении – 0,9 млн тонн), во внутреннем сообщении – 900 тыс. тонн», – говорится в сообщении компании. На экспорт в направлении Северо-Запада не предъявлено 300 тыс. тонн, на Юг – 200 тыс. тонн.
Для сравнения: согласно данным, которые были опубликованы РЖД со ссылкой на обзор ИЭРТ, в июне не предъявлено 4,6 млн т угля по согласованным заявкам: 3,9 млн т – на экспорт, 700 тыс. тонн – во внутреннем сообщении. Из них в восточном направлении – 0,9 млн тонн), во внутреннем сообщении – 900 тыс. тонн», – говорится в сообщении компании. На экспорт в направлении Востока не предъявлено 2,3 млн т, на Северо-Запада – 1 млн тонн, на Юг – 600 тыс. тонн.
Рентабельность поставок российского угля сохраняется на низком уровне, что прежде всего связано со снижение мировых цен, а также высоким курсом рубля, делает вывод холдинг.
Что говорит рынок и эксперты
Того же мнения придерживается часть экспертов. Как писал РЖД-Партнер, эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Андрей Смирнов считает, что проблемы российских угольщиков не исчезнут, пока лед не тронется в ценах на мировом рынке. «Текущие меры пока позволяют говорить о поддержании операционных процессов в угольной отрасли на горизонте до года», – заявил А. Смирнов.
Про меры напомним: 30 мая правительство РФ одобрило отсрочку по НДПИ и страховым взносам до 1 декабря для всех угольных компаний, а также возможность продления этого срока. Также сообщалось о предоставлении адресной помощи угольщикам, предоставлении адресных субсидий на компенсацию логистических расходов при дальних экспортных перевозках и скидку 12,8% от тарифа на вывоз угля в северо‑западном и южном направлениях для сибирских компаний.
Представитель одной из компаний, работающих на угольном рынке, отметил РЖД-Партнеру, что эффективными принятые меры назвать сложно: «Боюсь, все они запоздалые. Мы работаем как работали. Компании, которые воспользовались адресной поддержкой, работают, но они не растут по объемах. В целом объемы погрузки угля падают. Из общения с коллегами понимаю, что поддержка сильно забюрократизирована и тормозит работу».
Процесс помощи угольщикам включает в себя удешевление перевалки в портах, уменьшение затрат на предоставление вагонов. Участия в процессе снижения затрат со стороны РЖД нет, говорит наш собеседник: «РЖД не имеют возможности снизить тариф самостоятельно, и сокращение затрат для угольщиков в этой части идет путем получения субсидий от государства. Путь получения субсидий на затраты по тарифу очень сложен. Хотелось бы обратить внимание, что в текущей ситуации отсрочки по оплатам за услуги приобретают важное значение. На данную меру идут и портовики, и собственники вагонов. РЖД – единственный участник перевозок, который не идет ни на какие отсрочки, а угольщики вынуждены нести затраты на железнодорожный тариф еще до начала перевозки. Это однозначно сказывается на объемах предъявления груза. Каждый день в Кузбассе несколько поездов не отправляются своевременно, потому что нет оплаты, нет денег на тариф – вагоны с грузом простаивают. Необходимость в отсрочках вызвана тем, что сами угольщики получают деньги с очень большой задержкой от иностранных партнеров – сейчас это доходит до 100–110 суток с момента принятия груза к перевозке».
Отсрочку по НДПИ представитель угольного рынка также оценил как неоднозначную меру поддержки: с одной стороны, она позволяет в текущей ситуации придержать достаточно большие платежи при себе, но с другой, у представителей отрасли нет понимания, будет ли мера продлеваться или вскоре придется заплатить большую сумму и нужно откладывать средства на это.
Партнер направления «Инвестиции и рынки капитала» компании Kept Сергей Казачков в июле также отмечал неоднозначность поддерживающих мер: субсидии снизят расходы производителей, однако экспорт по южному и северо‑западному направлениям останется убыточным, а восточный маршрут даст лишь минимальную маржу, отмечал он. Он согласен с А. Смирновым в том, что для выхода из кризиса угольной отрасли без роста мировых цен на уголь и ослабления рубля предложенных мер будет недостаточно.