Сердце, отданное детям
В должности инспектора подразделения по делам несовершеннолетних сочетаются три профессии: правоохранитель, педагог и психолог. Эта сфера покоряется тем, кто приходит в неё по призванию, чувствуя потребность дарить тепло души каждому ребёнку. Пример тому – полковник милиции в отставке Наталия Калмагорова из Волгоградской области, которая более четверти века посвятила работе с подростками.
«Буду жить у тёти»
Наталия Калмагорова – коренная волгоградка. С юных лет она мечтала стать учителем, университет выбрала соответствующий и, окончив его в 1980 году, начала трудиться методистом в городском Доме пионеров. Занималась организацией летних оздоровительных кампаний, работой юношеских клубов, комнат школьника, взаимодействовала и с милицией. Именно там неравнодушную девушку заметили и предложили должность в районной инспекции по делам несовершеннолетних. Посоветовавшись с близкими, она согласилась.
– Ни разу в жизни не пожалела о выборе, – признаётся ветеран. – Меня в профессии всегда привлекала возможность помочь маленькому человеку, попавшему в беду, обрести веру в себя, сделать его немного счастливей.
Как-то поздним летним вечером 1987-го в отдел милиции поступил звонок из детского садика, и воспитатель сообщила, что за четырёхлетним мальчиком не пришли родители, а группы продлённого дня в учреждении нет. Выехав по адресу проживания семьи, правоохранители выяснили у соседей: женщина с утра в квартире не появлялась. Так как в то время реабилитационных центров ещё не существовало, ребёнка Наталия Калмагорова взяла к себе домой, ведь его необходимо было накормить и уложить спать.
Мальчику очень понравилось в гостях, он подружился с сыном инспектора, который на тот момент уже учился в школе. Очень впечатлили малыша рыбки в аквариуме и вкусный ужин. На следующее утро в садик за сыном явилась мать, которая, как выяснилось, находилась у знакомых и, перебрав со спиртным, уснула. Однако мальчик расплакался и заявил: «Буду жить теперь только у тёти Наташи». Уговорить его пойти домой оказалось непросто. Калмагорова провела строгую профилактическую беседу с женщиной, после которой она уже никогда не попадала в поле зрения милиции.
Два чувства
– Главное – вовремя заметить, что ребёнок испытывает какие-то затруднения в жизни, вникнуть в его проблемы, суметь защитить права и законные интересы, – делится Наталия Ивановна.
Если обстановка неблагополучная или ребёнок совершил административное правонарушение либо преступление, информация передаётся сотрудникам органов внутренних дел. Семья ставится на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних. Когда инспектор ПДН видит, что забота о детях со стороны взрослых отсутствует – они голодают, систематически подвергаются истязаниям, – производится сбор документов в органы опеки и попечительства, которые в дальнейшем подают заявление в суд о лишении родительских прав. В большинстве случаев ребята не хотят расставаться с мамами и папами, даже если те жестоко обращаются с ними. Однако порой складывается ситуация, что оставаться с родными небезопасно для жизни и здоровья.
– В душе борются два чувства – острая жалость к таким родителям и осознание того, что необходимо принять меры для предотвращения негативных последствий их противоправного поведения. От того, насколько подход к решению этого вопроса будет правильным, зависит судьба подопечных, – рассказывает Наталия Калмагорова.
Кнутом и пряником
В качестве примера, когда крайняя мера помогает встать на правильный путь, Наталия Ивановна приводит случай из практики. 16-летний школьник совершил несколько краж имущества у одноклассников. После направления уголовного дела в суд ему было назначено наказание с отсрочкой исполнения приговора.
Однако надо заметить – не каждый ребёнок идёт на контакт, поддаётся исправлению. Это зависит от множества факторов, среди которых не последнюю роль играют характер несовершеннолетнего, его окружение. И не всегда подросток может воспользоваться выпавшим шансом изменить жизнь в лучшую сторону.
В 2002 году 15-летний парень, окончивший спецшколу, куда его направили за систематические административные правонарушения, не встал на путь исправления и, несмотря на проведение профилактических мероприятий, доброжелательное отношение сотрудников правоохранительных органов, предоставление возможности продолжить обучение, совершил тяжкое преступление, за которое был приговорён судом к лишению свободы на длительный срок.
Им нужен шанс
– Порой невыносимо видеть, как родители ломают жизнь собственных чад. Вспоминается одна горе-мать, злоупотреблявшая алкоголем и потому не заботившаяся о троих отпрысках. Для того чтобы её не смогли лишить родительских прав, женщина периодически меняла место жительства, переезжая из Волгограда в другие города. Через несколько лет возвращалась обратно, как только сотрудники ПДН начинали пресекать её антиобщественное поведение по новому месту жительства. Естественно, это всё пагубно отразилось на детях: началось отставание в учёбе, неподобающее поведение и, как итог – преступная деятельность, – говорит полковник милиции в отставке.
И хотя основой поведенческого эталона остаётся семья, Наталия Ивановна считает, что всегда нужно давать шанс на исправление, и искренне верит: доброе слово творит чудеса.
В 2011 году полковник милиции в отставке вышла на заслуженный отдых, но сидеть дома не захотела, оставаясь по-прежнему верной призванию. Уже больше 13 лет Наталия Ивановна работает социальным педагогом в волгоградском лицее.
За 27 лет службы в органах внутренних дел, начиная от простого инспектора до руководителя областного звена, у Наталии Калмагоровой накопилось немало опыта и интересных историй, каждая из которых связана с детьми.
***
В далёком 1990 году в милицию поступило сообщение, что дети забрались на крышу девятиэтажного дома. Преодолевая боязнь высоты, Калмагорова поднялась на чердак и увела их из опасного места.