Ученые: «Распоряжение о границах водоохраной зоны Байкала свело уникальное озеро до статуса обычной речки»
Иркутские ученые прокомментировали распоряжение председателя правительства Российской Федерации о корректировке водоохраной зоны Байкала. В пресс-конференции, 6 апреля приняли участие директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов и старший научный сотрудник Института географии им. В.Б. Сочавы Ольга Гагаринова, пишет Тайга.инфо.
«Когда я прочитал постановление и прочитал пояснительную записку, у меня сложилось впечатление, что мы остановились в месте, где стоянка запрещена, пересекли две сплошные и кого-то еще по дороге задавили. Смысл водоохраной зоны- охрана экосистемы. Мы готовили новый проект, разделив межселенные территории и земли населенных пунктов. В пояснительной записке сказано, что подход утилитарный: Байкал назвали просто озером, имеющим особое водохозяйственное значение. Байкал поставили вровень с остальными реками, озерами и водохранилищами. Второй подход: водоохранная зона 200 метров, „сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости“. А если сведений нет? Или там границы поселений, но внутри поселения не нарезано? То есть кадастровый инженер должен прийти и определить? Водоохранная зона для того и есть, чтобы ограничить хозяйственную деятельность, а тут ограничения только для межселенных территорий. Кто там ведет такую деятельность - медведи?» - отметил в своем выступлении Андрей Федотов.
По мнению директора Лимнологического института, ведомства по охране природы будут поставлены в тупик: охранять им 500-метровую зону в соответствии с Водным кодексом РФ или 200-метровую по новому распоряжению правительства РФ № 507-р? Есть постановление № 643 от 30 августа 2001 года, которое запрещает строить что-либо новое, разрешено только поддерживать существующее.
«Что тут говорить. В преамбуле написано, что использован научный подход института географии, а на самом деле тут ничего от него нет. То, что теперь запрещено в водоохранной зоне - размещение кладбищ и могильников, радиоактивных и химических отходов, обработка растений пестицидами - так это и просто по здравому смыслу делать нельзя», - констатировал Андрей Федотов.
Если говорить о Центральной экологической зоне, то постановление № 643 нужно скорректировать так, чтобы у людей была возможность развиваться, считает ученый. «В определенных рамках, без оголтелости, но развиваться. Должна быть презумпция невиновности: делайте, если нарушите - накажут», -объяснил свой подход директор Лимнологического института. Изменить распоряжение главы правительства - подзаконный акт - все-таки возможно, было бы гораздо хуже, если бы решение о корректировке границ оформили законом.
Остался невыясненным болезненный вопрос о покупке и продаже земель в границах водоохраной зоны. С точки зрения ЮНЕСКО, пояснил Андрей Федотов, должны быть ограничены земли в водосборном бассейне Байкала - то есть все участки в границах РФ вдоль всех рек, впадающих в озеро. С точки зрения российского законодательства, никаких особых ограничений нет - ни в отношении водосборного бассейна, ни даже в отношении 200-метровой водоохраной зоны. При этом, если земли разграничены, разрешение на покупку и продажу могут дать даже муниципальные власти. «Я не вижу здесь никакого преступного умысла. Вижу только ошибку. Если хотите, глупость, а не вороватость, — признался Андрей Федотов. - Ученые работают-работают, выдают всякие предложения, как по тому же омулю, а правительство послушает - и сделает все равно по-своему».
Причину спешки правительства и принятия непроработанного распоряжения Ольга Гагаринова видит только в том, что кабмин торопился выполнить распоряжение президента РФ Владимира Путина (срок стоял до 1 марта 2018 года, распоряжение было подписано с опозданием 26 марта). Заказчиком работ она назвала Минприроды Р Ф, а главным научным институтом - Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН. Роль региональных властей Иркутской области и Республики Бурятия состояла только в согласовании готового законопроекта.
Изменение границ водоохраной зоны, вызвавшее недовольство ученых, по ее мнению, произошло именно в региональных органах власти. Работы по зонированию по всей водоохраной зоне Байкала, по оценке Ольги Гагариновой, потребовали бы усиленной работы ученых на протяжении двух лет, в границах только населенных пунктов Иркутской области можно было управиться за год.
Напомним, как сообщал Восток-Телеинформ, поручение скорректировать границы зоны озера до 1 марта 2018 года дал президент РФ Владимир Путин по итогам «прямой линии» в июне 2017 года. Президент тогда отмечал, что действующие законы должны обеспечивать нормальную жизнь людей, и при этом соответствовать международным требованиям к экологии. «Все должно быть в рамках разумного», - отметил он.