Воспоминания Эльмара Келля. Истории нарвских берегов
Начало здесь.
Сто лет назад катание на лыжах по речному льду было одним из самых популярных зимних развлечений.
Соревнования проводились в нескольких классах: для взрослых, так называемых мастеров, дистанция составляла 10 километров, для женщин – 5 километров, для молодежи – 3 километра и для детей –1,5 километра.
Отт участвовал в забеге на 3 километра, на старт вышло несколько сотен участников – все классы стартовали вместе. Трасса пролегала по замерзшей реке до парка Суттхофф и обратно.
Когда мы увидели лыжи Отта, мы просто покатились со смеха – его лыжи были едва метр длиной. Однако, когда дали старт, Отт рванул бегом, будто на ногах у него большие сапоги. Чтобы не скользить и не падать, он примотал лыжи к ногам веревкой.
После стартового выстрела поднялось облако снега и раздался шум ломающихся лыж и палок. Многие попадали друг другу под ноги. Рассчитывать на победу мог только тот, кто найдет проложенную лыжню.
Затем из этого облака снега будто пушечное ядро вылетел Отт. Лыжные палки он бросил за ненадобностью, и несколько человек о них споткнулись. Он бежал как безумный, а уже на обратном пути встретил толпу участников заезда. Отт уступил дорогу основной группе, постоял на берегу, затем вернулся на середину реки и финишировал в гордом одиночестве. Вот так Отт выиграл лыжный спринт.
Следующее описание не позволяет точно сказать, где проходили эти гонки на санях ранней весной, но финиш, возможно, был в порту. Жаль, что в Нарве больше не проводятся санные заезды.
Когда было объявлено о санных гонках, Отт тут же записался участником. Меня удивило, что Отт набрался смелости померяться силами с настоящими спортсменами. Если бы это были юниоры, то вопросов не было бы, но уровень участников оказался довольно высок.
Стояла отличная весенняя погода. За ночь улицы промерзли, и сани скользили по ним, словно сами по себе. Позже я размышлял о премудростях управления санками – ими ловко управлять, это почти такое же искусство, как и хорошо владеть лыжами, особенно на покрытых льдом дорожках. Для успешного спуска с обледеневшего холма нужна была недюжинная ловкость, но Отт справился. Он, вопя, съехал с горы, несколько парней при этом переломались, кто-то разбил себе нос.
Когда же начались гонки, Отт появился на старте с невероятно маленькими саночками, размер которых был так мал, что на них решительно невозможно было кататься. Никто не мог понять, что происходит. Многие предположили, что Отт опять всех по-глупому разыгрывает, как обычно. На подошвах ботинок у него были гвозди, а сам он был облачён в спортивный костюм. После команды «старт» Отт просто схватил санки в руки и побежал. Другие спортсмены еще даже не успели набрать скорость, когда Отт на своих гвоздях оторвался уже настолько, что догнать его шансов не было.
Некоторые участники даже прервали гонку, возмущаясь и протестуя. Отта же встречали на финише бурными овациями. Большинство участников преодолели дистанцию, но протесты и перепалка продолжались. Пришлось и полиции вмешаться – ведь за победу предусматривался денежный приз.
Присутствовавший здесь полицейский взял на себя роль специалиста по юридической стороне дела и запросил регламент соревнований. У организаторов он был, но там ни слова не было сказано о размере санок.
– То есть кто-то мог прийти и с санками, помещающимися в карман?
– Да, – подтвердил полицейский, – но в этом случае мы имеем дело с санями, на которых можно кататься. Если бы регламент ставил ограничения на вес саней, то результат можно было бы аннулировать. Но поскольку об этом нет ни слова, юридически всё корректно. Да, он бежал с санками в руках, но и другие участники делали то же самое. Его сани были легче, и ему было проще бежать. Тщательнее надо регламент перед соревнованиями изучать.
Так Отт выиграл гонки.
Бастионы на берегу реки, подземные ходы и летучие мыши, которые все еще живут в них, и страшные истории – все это неразрывно связано между собой.
Старая Нарва под землёй, считай, почти пустая. Под старым городом всё изрыто подземными ходами. Кто теперь упомнит, кто и когда их строил. Немецкие рыцари, русские цари, шведские короли и датчане. Некоторые подземелья вырубали древние эсты. В Йоаорге найдены следы поселений, которые существовали ещё за тысячу лет до нашей эры.
Город окружен тринадцатью бастионами и крупными ходами, каждый из которых имеет своё имя: Виктория, Горн, Вестервалль, Лийвавалль и так далее. Часть ходов замурована, так как они опасны, часть заполнены водой. Другие засорены известняковыми отложениями. С потолков свисают ржавые цепи. Поговаривают, что в одной такой цепи недавно нашли чьи-то останки. В стенах замурованы пороховые бочки и каменные пушечные ядра.
В этих ходах всегда было что-то притягательное и мрачное. В них можно было легко заблудиться, утонуть, провалиться в грязь, но чем больше опасности, тем сильнее манит.
У нас был один секретный, считай, собственный, проход, о котором никто не знал. Туда никто не заходил. Отт называл его «Кома пумы». Понятия не имею, откуда он взял такое название. Лестница там спускалась прямо в воду. Мы развели сверху огонь, Отт разоблачился и полез вниз. Больше смельчаков не нашлось, и он так и пошёл один – только свеча в руке. Вода доходила ему до пояса.
Мы уже у костра замерзли, а ему каково?! Но он был смелым парнем да и холода не боялся.
Мы прождали его уже целый час, когда услышали крики.
– Что он там кричит? – прошептал Ромми.
– Зажгите свет!
У Оття закончились свечи, которые он взял с собой. Он вернулся к костру изрядно околевший, но постепенно отогрелся у огня.
– Что у тебя там с собой? – поинтересовался Ромми.
– Аааа, летучие мыши! Хорошо, что я в шапке, у них острые когти, и они пикируют прямо на голову.
– Что ещё там видать?
– Ничего такого! Один скелет висел на цепи, рядом в яме были решетки, и оттуда тоже рука скелета торчала, будто поздороваться. Ну, я его уважил, конечно, – ему столько ждать пришлось, бедная душа, – заливал Отт.
При этом он излагал всё так, будто только что в булочную сходил, а у нас волосы на голове шевелились.
– Ещё один меч был воткнут в стену, прям сквозь руку, ну то есть сквозь локоть. Руки прям там и были. Обе. Потом был дымоход, а оттуда стоны доносились!
– Теперь ты уже заливаешь, – возразил Ромми.
– Ну иди сам посмотри, – понятно, куда клонил Отт.
– Что будешь с летучими мышами делать?
– Не знаю ещё. Отнесу домой, красивые ребята, буду разводить.
– Они кровь-то не пьют часом?
– Они не вампиры!
Отт надел штаны, согрелся, и мы пошли на улицу. Пролезли сквозь пролом в стене и наконец выбрались на свежий воздух.
The post Воспоминания Эльмара Келля. Истории нарвских берегов first appeared on gazeta.ee.
