Чистая формула: какими могут быть новые правила оплаты труда учителей
Министерство просвещения России совместно с Министерством труда и социальной защиты продолжают работу над созданием новой, единой и прозрачной системы оплаты труда для учителей. Об этом заявил в интервью СМИ министр просвещения Сергей Кравцов. Новая система, находящаяся в стадии апробации, преследует цель устранить существующую дифференциацию заработка и обеспечить единые понятные критерии начисления оплаты труда. Планируется, что ее опробуют в трех регионах: Владимирской и Сахалинской областях и Удмуртской Республике. Подробности — в материале «Известий».
Система оплаты труда школьным учителям: базовая часть и стимулирующие выплаты
Министерство просвещения России совместно с Минтруда и социальной защиты продолжают работу над созданием новой, единой и прозрачной системы оплаты труда для учителей. Планируется, что ее опробуют в трех регионах: Владимирской и Сахалинской областях и Удмуртской Республике.
Как сообщила «Известиям» заместитель начальника отдела методологии оплаты труда департамента кадровой политики Минпросвещения России Галина Корнушкова, в настоящее время параметры новой системы пока еще не утверждены.
— Всё еще в процессе, мы дополнительно проинформируем. Поручение президента РФ о внедрении новых систем оплаты труда предусматривает рост доходов отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики, разработку мер, направленных на устранение экономически необоснованных различий в уровне оплаты труда, а также сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации, — разъяснила Галина Корнушкова.
Как ранее пояснял глава Минпросвещения Сергей Кравцов, сейчас министерства работают над тем, чтобы в стране были единые и понятные критерии начисления заработной платы, без дифференциации по регионам. По его словам, новая система оплаты труда как раз призвана ответить на эти вопросы, она уже апробируется. Инициатива позволит начинающим педагогам получить четкий ориентир по уровню дохода и условиям работы, способствуя повышению привлекательности профессии, отметил министр в интервью каналу «Россия 1».
Основу новой системы оплаты составляет разделение зарплаты на две части: 70% — это базовая часть, гарантирующая стабильный доход, и 30% — стимулирующие выплаты, которые будут устанавливаться отдельными школами в зависимости от достижений и факторов нагрузки. Однако именно последние вызывают наибольшие вопросы и опасения у экспертов в сфере образования.
По мнению старшего научного сотрудника Социологического института ФНИСЦ РАН Зои Прошковой, судя по заявленным критериям, в стимулирующей и компенсационной частях учтут внеурочную, а также индивидуальную работу с учениками.
— Другой вопрос, что оплачивается не подготовка к ЕГЭ и олимпиаде, а результаты тестирований, хотя они не напрямую зависят от усилий учителя. Социологические исследования показывают: педагоги критически относятся к стимулирующим выплатам и предпочли бы высокую гарантированную базовую часть зарплаты, — отмечает она.
Мнение учителей о начислении стимулирующих выплат остается в диапазоне от «субъективно и нечестно» до «перегрузки», указывает Зоя Прошкова со ссылкой на соответствующий анализ данных.
Это мнение разделяет доцент Уральского педагогического университета Татьяна Дорохова.
— Изменения, о которых сейчас идет речь, предполагают установление нового соотношения оплаты учительского труда: 70% — базовая часть и 30% — стимулирующая надбавка, которая и должна включать доплату за дополнительные нагрузки. Но чтобы система работала, нужны четкие критерии, иначе эти 30% останутся «бонусным фондом» в распоряжении директора школы. На мой взгляд, в вопросах финансов субъективизм должен быть минимизирован.
«Известия» направили запросы в Минтруд и аппарат вице-премьера Татьяны Голиковой.
Реальный рост зарплат или бумажная фикция
Много сомнений вызывает вопрос, смогут ли единые критерии обеспечить реальный и равномерный рост заработной платы по всей стране, учитывая значительные региональные различия и финансовые возможности.
— Если стимулирующая и компенсационная часть зарплаты будет финансироваться из местного бюджета, то региональные диспропорции неизбежно сохранятся. Но на реальный, а не бумажный рост зарплат я бы рассчитывала. Эксперимент проводится в трех регионах, через год мы узнаем результаты, — рассуждает Зоя Прошкова.
Заслуженный учитель РФ Александр Шевкин подчеркивает, что критерии не являются гарантом реального роста зарплат, если нет единого источника оплаты.
— «Единые критерии» у кого с кем — у Минпросвещения и Минтруда или у разных регионов? Второй случай, скорее всего, на результат не повлияет. При этом не стоит в прогнозах смотреть на популярность профессии у абитуриентов, так как на практике не все остаются работать учителями, — обращает внимание Александр Шевкин.
Народный учитель Чеченской республики Алихан Динаев тоже не видит в критериях гарантий улучшения доходов.
— Гарантом повышения зарплат это точно не станет. Но может стать способом повышения прозрачности начисления зарплаты, более точного понимания каждым педагогом, какого дохода ждать. Гарантом повышения зарплат может быть только увеличение бюджетных расходов на оплату труда педагогов. Сейчас доходы учителей растут, не превышая инфляцию, и уступают другим сферам, — пояснил он.
Централизация и региональная самостоятельность
Одним из острых вопросов новой системы является воздействие на финансовую самостоятельность регионов, где условия и финансовые возможности школ значительно разнятся.
— Если речь идет о подтягивании зарплаты к московским показателям, то стоит искать другие способы развить самостоятельность регионов и избавиться от избыточной централизации. В стране слишком велика разница в оплате учителей. Например, в Москве зарплата втрое выше, чем в Иваново. Чтобы обеспечить себя, учителя берут по полторы-две ставки, а это снижает качество преподавания и ведет к профессиональному выгоранию. Нельзя ждать, пока ситуация усугубится, реформа нужна срочно, — отмечает социолог Зоя Прошкова.
По мнению Татьяны Дороховой, централизация сейчас — базовый принцип реформирования образования.
— Если учителя работают по единым программам, то почему получают такую разную зарплату? Хотелось бы, чтобы 30% надбавок были максимально прозрачными и отражали именно трудовые затраты учителя, а не только заслуги. Во многих регионах учителя работают с детьми из неблагополучных семей, что почти не учитывается в оплате, — напоминает она.
Член совета МПРО «Учитель» Всеволод Луховицкий добавляет, что без финансирования на федеральном уровне сама идея критериев зарплат бессмысленна. Профсоюзы не скрывают своего скепсиса относительно новых правил.
— Новая система оплаты труда должна удовлетворять естественные потребности учителя не только в еде и тепле, но и в возможности отдыхать, своевременно лечиться и самообразовываться, — говорит учитель русского языка и литературы, член Совета профсоюза «Учитель» Анна Штернберг. — Зарплата, которая призвана ответить на вопросы дифференциации, никого не радует. Профсоюз давно предлагает поднять оклады до двух МРОТ, но Госдума не поддерживает.