Вышли все серии медицинской драмы "Дыши" с Мариной Александровой и Дашей Верещагиной
В Okko появилась заключительная серия медицинской драмы "Дыши" про звездную акушерку, вынужденную столкнуться с последствиями родов, которые пошли не по плану. Сериал сняла постановщица культового драмеди "Каникулы" Анна Кузнецова, а главные роли — акушерки и юной роженицы, забеременевшей от крупного бизнесмена, — сыграли Марина Александрова и Даша Верещагина. Кинокритик "Газеты.Ru" Павел Воронков рассказывает, почему сериал Кузнецовой — одно из лучших отечественных шоу 2025 года.
Звездная акушерка Лера (Марина Александрова) построила стремительную карьеру на продвижении естественных и мягких родов. Кажется, у нее все отлично: она давно работает в престижном перинатальном центре, где ее любят и ценят, расписание забито на месяцы вперед, интервью, семинары и онлайн-курсы бьют ключом, параллельно Лера самостоятельно воспитывает троих детей (младшему 13, старшей 19). Дома она старается поддерживать атмосферу доверия и открытости — такую же, как в родблоке. Однако матерью-одиночкой Лера стала только год назад — когда похоронила мужа после долгой и тяжелой болезни. Примерно тогда же она начала налегать на спиртное. Так что во многом успешная специалистка и безупречная мать — лишь фасад. Который начинает слетать после того, как Лера, несмотря на расхождение в принципиальных вопросах, соглашается принять роды у Маши (Даша Верещагина), молодой любовницы главы кладбищенской империи Шахова (режиссер Петр Буслов), — и ребенок оказывается в реанимации.
В рецензиях на "Дыши" небезосновательно упоминается вайб канала HBO, чье название стало синонимом премиальной теледраматургии, но вообще сериал Анны Кузнецовой как будто бы больше похож не на папу, а на маму — то есть на работы британских коллег, тоже ценящих смесь задумчивости и эмоциональных качелей. Постановщица сама признается, что клюнула на здешний сценарий из-за сходства с полюбившимся ей "Будет больно" — медицинским драмеди с Беном Уишоу, где описываются будни практикантов из отделения акушерства и гинекологии в крупной лондонской больнице середины нулевых. Все совпадения, как утверждается, случайны, но главное тут даже не это, а схожесть разрывного потенциала.
"Будет больно" пару лет назад разделил зрителей на два лагеря: одни хвалили сериал за правдоподобное изображение порядков в родильном отделении (автор шоу Адам Кей — бывший врач и экранизировал собственные мемуары), другие обвиняли авторов в мизогинии и приравнивании рожениц к кускам мяса; некоторые беременные даже писали, что их акушерки рекомендовали им от греха подальше воздержаться от просмотра. Призрачный британский след отыскивается даже в рабочем названии "Переходный возраст" (так же назывался короткометражный док одной из сценаристок "Дыши" Елены Кондратьевой про специалистку по мягким родам) — от него, разумеется, отказались после того, как одноименная драма на Netflix разорвала все топы смотрения и стала одним из самых обсуждаемых релизов последних лет.
С одной стороны, это сильно контрастирует с первой большой работой Кузнецовой "Каникулы" — драмеди о школьной поездке на театральный фестиваль в Сочи, емко охарактеризованное самой кинематографисткой как кроссовер "Ста дней после детства" и "Тельмы и Луизы". Тамошней обманчиво спокойной, обволакивающей меланхолии здесь нет и в помине, но, с другой стороны, какие-то черты "Дыши" от "Каникул" все-таки наследует. Это тоже история сближения и столкновения двух женщин с заметной разницей в возрасте. Тоже приходящая, пускай совсем иной тропинкой, к душераздирающему финалу, который требует продышаться. Тоже многим обязанная блестящему кастингу и феноменальным актерским выступлениям, среди которых ключевое, конечно, у Александровой, будто бы выносившей свой образ в животе: это, в общем, та роль, к какой стоило идти сквозь "Бедную Настю", "Мосгаз" и "Екатерину".
Сам формат сериала предполагает некоторый масштаб, и в этом смысле "Дыши" довольно изящно сочетает нюансы и полутона с широченными мазками. В конфликте Леры и Шахова угадывается борьба жизни и смерти, вывернутая наизнанку: акушерство вроде как должно быть про жизнь, а "похоронка" про смерть, но все оказывается не так однозначно. В конечном же счете многое в сериале упирается в веру и опирается на нее — причем на самую разную, в диапазоне от религиозной до социальной (тут, например, допускается наличие в системе людей с совестью и эмпатией, за соответствующую утопию отвечает звезда "Раневской" Мариэтта Цигаль-Полищук).
Умудрившись проскользнуть между капельками дождя с "Каникулами", здесь Кузнецова проделывает отчасти ту же операцию — и иначе как хирургической эту работу не назовешь. В "Дыши" она вновь выстраивает сложный, полифонический, густонаселенный мир с множеством линий, в этот раз еще и более щедрый на жанры — от медицинского процедурала и детектива до психологической драмы в духе фильма "Фрагменты женщины", где Ванесса Кирби и Шайя Лабаф играют убитых горем несостоявшихся родителей; если держать в уме, что одним из учителей Кузнецовой был Борис Хлебников, потом выступивший продюсером "Каникул", получатся "Фрагменты обычной женщины". Внутрь "Дыши" оказывается очень легко погрузиться за счет клубка сюжетных ниток и плеяды ярких, многомерных персонажей, которые то завоевывают, то теряют зрительское расположение (отсутствие таких красок, например, потопило драму "Неверные", где Оксана Акиньшина изображала похожую женщину на грани). А невероятно живая речь в кадре — заслуга Кондратьевой, Светланы Штебы и актера Ильи Маланина, написавших сценарий, — не позволяет с этой глубины вынырнуть. Да и зачем?
Название: "Дыши"
Дата премьеры: 21 июня 2025 года (7-й фестиваль сериалов "Пилот", Иваново)
Дата выхода: 15 августа – 3 октября 2025 года
Где смотреть: Okko
Продолжительность: 8 серий по 48 минут
Режиссеры: Анна Кузнецова
В ролях: Марина Александрова, Даша Верещагина, Петр Буслов, Мария Лукьянова, Евгения Аюнц, Константин Денисов, Мариэтта Цигаль-Полищук, Иван Агапов, Светлана Камынина, Никита Григорьев, Артем Федотов, Иван Фоминов, Артемий Мильграм