«Не боялся пули в спину». Умер самый известный в Москве ветеран Иван Слухай
В среду, 16 апреля, на 101-м году жизни скончался председатель Московского комитета ветеранов войны, участник Великой Отечественной войны генерал-майор Иван Слухай. С 1943 года и до Победы он был на фронте. А выйдя в отставку, посвятил себя защите прав ветеранов.
«С глубокой скорбью узнал о кончине председателя Московского комитета ветеранов войны Ивана Андреевича Слухая, — написал в своем Telegram-канале мэр Москвы Сергей Собянин, который часто лично приезжал к ветерану, чтобы поздравить его с праздником. — 100 лет жизни Ивана Андреевича вместили в себя целую эпоху, в которой были и благородный учительский труд, и огненные фронтовые дороги, и многолетняя безупречная служба в Вооруженных Силах страны. Неоценимую роль генерал Слухай сыграл в развитии ветеранского движения Москвы, сохранении исторической памяти и патриотическом воспитании молодёжи. Душевная щедрость, отзывчивость и мудрость Ивана Андреевича снискали ему глубокое уважение москвичей. Светлая память об этом замечательном человеке и гражданине навсегда сохранится в наших сердцах».
Самый лучший командир
Иван Андреевич Слухай был почетным жителем Москвы, и это звание дали ему отнюдь не за заслуги на фронтах Второй Мировой. Ветеран много сделал для города — он был членом коллегии столичных Департаментов здравоохранения и образования, председателем призывной комиссии Москвы. Но главная его должность — Председателя Московского комитета ветеранов, куда можно обратиться за любой помощью. «К нему было много обращений от ветеранов, особенно по вопросам оказания медицинской помощи, — рассказывает aif.ru друг Слухая, его заместитель Виктор Закидкин. — Иван Андреевич мог позвонить главным врачам любого из пяти военных госпиталей Москвы и по его звонку сразу принимали ветеранов на обследование или лечение. Также он выбивал ветеранам квартиры и помогал сохранить их гаражи».
Закидкин проработал с Иваном Слухаем бок о бок почти четверть века. 19 лет он был его заместителем в Комитете ветеранов, а до этого 5 лет служил под его началом в политическом управлении войск ПВО по войскам ракетно-космической обороны СССР. Они инспектировали и организовывали партийно-политическую работу в подразделениях по всей стране — от Калининграда до Находки.
«Иван Андреевич был самым лучшим командиром, — отмечает Виктор Закидкин. — Он всегда нас благодарил за наши донесения, относился уважительно к подчиненным. Это был лидер, наставник. Человек большой души».
Ранение аукнулось
Иван Андреевич многое пережил на фронте, но рассказывать друзьям и сослуживцам предпочитал позитивные случаи, которые с ним происходили во время войны. Например, о том, как был парламентером Красной Армии в Белграде.
«Он доставил командующему немецкими войсками письмо с требованием прекратить сопротивление и капитулировать, — передает Виктор Закидкин. — Немцы были в гневе, Ивана Андреевича, по его словам, даже хотели расстрелять. Однако передумали и отпустили обратно к своим. Он рассказывал, что вышел из ставки немецкого командования и ждал пули в спину. Но не побежал, а ушел оттуда строевым шагом. Немцы были в шоке и не стали его убивать. Дали только пару очередей для острастки по земле. Одна из пуль попала Слухаю в ногу. Это ранение ему потом аукнулось — последние четыре года жизни Иван Андреевич ходил с большим трудом. А немцы в ту же ночь сдались».
По словам Виктора Закидкина, смерть Ивана Слухая стала огромной потерей для столицы. Свои соболезнования высказали политики, военные, общественные деятели. Одним из первых на новость об уходе из жизни ветерана отреагировал мэр Москвы.