Главные новости Калуги
Калуга
Февраль
2026
1 2 3 4 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Философия грядки: зачем доктор наук переехал из Германии в Мосальский район

0

Алексей Жаров поменял Южную Баварию на деревню в Калужской области, чтобы создать солидарное сельское хозяйство. Его главная цель – вернуть горожанам вкус настоящих овощей и связь с землёй.

«Вы заходите в магазин и выбираете не то, что даёт природа вашего региона, не то, что вызрело в этом климате. Вы руководствуетесь, скорей, рекламой. И красивым видом овоща или фрукта, а не его пользой. Сейчас можно круглый год покупать не то что морковь или огурцы с помидорами, но даже бананы и манго. Нет, это не запретные плоды, конечно. Но из семейного рациона уходят «родные» сезонные продукты, выращенные без химии. Мы покупаем не полезное, а некую биомассу. И когда это едим, внутренне неуловимо меняемся…»

Алексей Жаров говорит о сельском хозяйстве и фермерстве как о философии жизни. О выращенных овощах – как о любимом ребёнке, в которого вложил душу. О природном ландшафте – как об обрамлении себя самого.

«Мы почему-то привыкли думать, что человек – царь природы потому, что может вырубить леса, повернуть реки вспять. Но для меня Человек, именно так, с большой буквы, – это тот, кому по силам угрюмый ландшафт превратить в красивый сад. Тот, кто созидает, а не диктует на правах сильного», – размышляет фермер.

Хозяйствует Алексей Жаров на Мосальской земле, в деревне Трушково, куда переехал с семьёй в 2018 году из немецкой Баварии. Да и фермер он необычный, а со степенью доктора сельскохозяйственных наук, решивший однажды не просто вернуться на Родину, а применить на практике то, о чём некогда писал научные труды. Идею солидарного сельского хозяйства.

 

Смычка города и деревни

Помните это выражение из истории страны 20–30-х годов прошлого столетия? А колхозы помните?.. Солидарное сельское хозяйство – это что-то среднее между двумя этими явлениями. Потому что ведёт его фермер коллективно с городскими жителями.

Горожане становятся пайщиками и не просто имеют право раз в неделю на гарантированную коробку с овощами. Они могут приехать, чтобы своими руками посадить семена, прополоть грядки, увидеть, как идёт работа. Они соучастники, а не только клиенты или заказчики.

«И то, что люди, возможно, сажали вместе с детьми, позже приезжает к ним в виде готового продукта. Так рушится стена непонимания между городом и деревней. Горожанин начинает чувствовать ритм земли, цену труда, а фермер получает не просто рынок сбыта, а сообщество единомышленников и гарантированную поддержку», – поясняет Алексей суть солидарного сельского хозяйства.

Впрочем, и выгода есть у каждой из сторон. Земледелец гарантированно имеет бюджет на тот объём посадок, который необходим. И при этом точно знает, что продукция не будет гнить на складе. Работая под заказ, он не тратит силы на выращивание условных 200 тонн капусты, чтобы потом не знать, что с ней делать.

Городской житель за свои деньги получит на стол продукцию, выращенную без грамма химических удобрений, которой не страшно кормить даже дошколят. Скажем, огурец, как в детстве у бабушки в деревне, – такой же сладкий и ароматный.

 

Фиолетовая морковь

Идею солидаризировать труд на земле Алексей Жаров привёз из Германии, где такое уже прижилось и довольно неплохо работает. Здесь, в России, фермер нашёл большинство своих «пайщиков» среди жителей Москвы. Калужане, говорит, возможно, ещё не так сильно соскучились по по-настоящему вкусным овощам или зелени.

Впрочем, и нашего брата возделыватель мосальской земли может удивить. По крайней мере, неизвестными сортами аграрной продукции. Например, у Алексея растут фиолетовая тесинская морковка из Швейцарии, кустовая тыква, чьи семена бережно отбирали когда-то североамериканские индейцы, азиатская капуста «Тацой». Всего около сотни культур – от клубники до шпината, выдерживающего 15-градусные морозы.

Алексей с женой и детьми возделывают десять гектаров из 76. Остальное, говорит, — для отдыха земли и сидерации. Он в своё время и Мосальский район выбрал потому, что узнал: сотки в районе Трушкова давно не принимали в себя никаких пестицидов. Очистившаяся от химии земля подходила для биодинамического ведения сельского хозяйства.

Сыграла свою роль и готовность местной администрации помогать и поддерживать.

 

Круги по воде

«Когда мы приехали в Трушково, там, кажется, два дома всего было, – вспоминает Жаров. – Сейчас немного побольше. Но главное даже не в этом. После того как мы начали развивать свою ферму, я будто увидел эффект кругов по воде, в которую бросили камень.

Несколько семей приехали вслед за нами из Германии, услышав наши рассказы и впечатления. Поселились неподалёку, тоже ведут свои хозяйства.

И деревня с приходом заботливого человека начинает оживать. Рядом, в Людкове, открылись новые производства. Плюс на нашей ферме люди работают, пусть даже временно, приезжающие городские жители. Но импульс дан, жизнь начала возрождаться».

О Южной Баварии, где Алексей Жаров прожил почти 20 лет, не скучает. Уверяет, что в России чувствует себя уверенней и свободней.

«Конечно, сложности всегда есть, но мы их преодолеваем. Каждый год, уже почти десять лет работы, мы движемся маленькими шажочками вперёд. Мы не миллионеры, у нас нет ни теремов, ни дворцов. Но мы приобрели много друзей и единомышленников. Почувствовали себя нужными. А это куда дороже денег».

 















Музыкальные новости






















СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *