Маяковский был в Красноуфимске
19 июля — 132 года со дня рождения Владимира Маяковского.
«Мне необходимо ездить. Общение с живыми вещами почти замещает мне чтение книг», — таков был девиз поэта В.В. Маяковского в 20-ые годы — время грандиозных преобразований в стране.
У П.И. Лавуты, организатора поездок поэта по стране, есть книга «Маяковский ездит по Союзу» (Москва, 1969 г.), в ней отражены все важнейшие поездки.
«Самый северный город, куда я ездил, — это был Ярославль. Пора двинуться на Урал и в Сибирь», — говорил Маяковский в 1927 году. Эта поездка чуть не сорвалась. Вот как вспоминает Лавут: «Мы условились встретиться на Казанском вокзале… Буквально в последние секунды я увидел, как, размахивая двумя чемоданами, он мчится со всех ног и вскакивает в вагон в тот самый момент, когда раздался прощальный паровозный гудок».
На пути была остановка в Казани. «Казань не подвела — все пришли, -радовался Владимир Владимирович.
- А как здорово слушали поэму!» (Маяковский читал отрывки из поэмы «Хорошо!» — примечание П.И. Лавута).
Поезда ходили тогда с такой скоростью: «Едем точно по расписанию, 14 километров в час».
При дальнейшей поездке от Казани до Свердловска был такой случай: «Снова поезд. Маяковский сомневался — наш ли это вагон:
- Впервые встречаю такой вагон. Почему нет закрытых купе? Он как жесткий, но — мягкий.
Проводник объясняет, что вагон очень старый, таких по всей стране осталось несколько».
Была остановка у нас в городе: «Ночью — станция Красноуфимск. Перед сном Маяковский решил прогуляться но перрону. Мороз трескучий.
- Чувствую уральский воздух. Уже похоже на север. Заставлю себя гулять на морозе: надо привыкать, поскольку я, в принципе, южанин, — так говорил Маяковский во время этой остановки, пока менялась паровозная бригада».
Было это 25 января 1928 года (около девяти часов вечера), то есть этому событию ни много ни мало — 75 лет!
Представление о станции Красноуфимск тех лет, дают воспоминания Г.А. Кондрашова, ветерана труда и персонального пенсионера (ныне покойного): «В городе Красноуфимске и в прилегающем к нему районе еще не было сколько-нибудь значительных предприятий… Местного транспорта, кроме лошадки, не было, поэтому объем грузовых и пассажирских перевозок был очень небольшим… На линии Москва-Свердловск в сутки курировала одна пара пассажирских поездов — № 3 и № 4. Их составы формировались из двухосных деревянных жестких вагонов с печным отоплением. Никаких дополнительных услуг пассажирам как на вокзалах, так и в поездах не предоставлялось. Единственное, что было на перроне, — работал кипятильник, из которого пассажиры набирали кипяток во время остановки поезда».
В Свердловск В.В. Маяковский прибыл рано утром 26 января, а обратно он поехал по «северному ходу» через Пермь.