Сейв Акинфеева — настоящая трагедия»: Калачёв — об упущенном чемпионстве, о победе над «Баварией» и магии Дзюбы
Победа над «Баварией» в 2017-м в рамках Лиги чемпионов стала одним из самых ярких событий в карьере. Об этом заявил в интервью RT бывший футболист «Ростова» Тимофей Калачёв. По его признанию, ещё до игры жёлто-синие чувствовали, что как минимум не уступят. Также белорус вспомнил, как двойной сейв Игоря Акинфеева лишил южан титула, объяснил, почему вместе с семьёй остался жить в Ростове-на-Дону после окончания карьеры, и рассказал, почему Артём Дзюба — особенный нападающий.
— Вы впервые приняли участие в трофи-туре Кубка России, который Российский футбольный союз организует при поддержке компании Fonbet.
— Был приятно удивлён и с радостью откликнулся на предложение стать амбассадором турнира, который я выиграл 11 лет тому назад. Прекрасно понимаю, что подобные мероприятия важны для болельщиков и не только доставляют им удовольствие, но и позволяют почувствовать себя сопричастными. Особенно это важно для детей, которые беззаветно любят футбол и боготворят своих кумиров. И хотя на место старых приходят новые, всё равно возможность пообщаться, сфотографироваться и получить автографы профессионалов, выступавших на высоком уровне, выпадает не каждый день. Мне кажется, нам с Денисом Глушаковым удалось поделиться хорошим настроением, или как сейчас принято говорить вайбом.
— В 2014-м на «Ростов» мало кто ставил в финале с «Краснодаром», но фортуна вам благоволила в серии пенальти. Помните, что творилось на поле после решающего удара Игора Лоло?
— Я бы не сказал, что между командами была столь большая разница. А может она отсутствовала вовсе. Просто соперники имели щедрого владельца в лице Сергея Галицкого. Хотя нельзя отрицать, что клуб стремительно развивался и обрёл популярность. Но к решающему матчу мы подошли примерно в одинаковом состоянии. А по количеству болельщиков «Ростов» даже переплюнул «Краснодар». В Каспийск на «Анжи-Арену» команду приехали поддержать тысячи человек. В итоге получилась довольно вязкая игра, похожая на качели. Моменты возникали и у тех и у других ворот. Но в первую очередь на всех давила колоссальная ответственность. Поэтому матч и докатился до серии пенальти.
— Какие мысли возникали по ходу «лотереи»?
— Когда Александр Гацкан не забил, в голове пронеслось: «Всё, приплыли». Но футбольный бог в тот вечер оказался на нашей стороне, поскольку тут же Стипе Плетикоса потащил несильный удар Юрия Газинского по центру. Ну а потом Лоло отправил мяч в сетку с рикошетом от штанги. Что там началось… Какое-то абсолютно безумное счастье. Понимали, что решили очень важную задачу. Дома тоже творилось сумасшествие. Представьте себе — прилетели в аэропорт Ростова-на-Дону, а снаружи дежурили человек 500 фанатов с файерами. И это ночью! А ведь буквально спустя два дня нас ждал матч РПЛ с рвущимся к золоту «Локомотивом». Потом мы ещё и железнодорожников «прибили» и фактически лишили надежд на чемпионство. На эмоциях разорвали, я второй мяч забил.
— А что происходило в раздевалке «Анжи-Арены»? Молодой Артём Дзюба, наверняка, праздновал особенно ярко, поскольку для него тот трофей стал дебютным в карьере.
— Отжигали на поле, пока эмоции ещё не угасли. Тем более прямо на газон выбежали болельщики «Ростова». Затем состоялись церемония награждения и торжественный фейерверк. Внутри всё кипело. Кричали и обнимались. В раздевалке атмосфера была поспокойнее. Не забывайте: финал затянулся более чем на два часа. К тому же впереди была встреча с «Локомотивом». Шампанское, конечно, разливали, но чисто символически. Никто не злоупотреблял. Единственное, умудрились сломать кубок. Пока праздновали, тянули его туда-сюда и фотографировались, откололи стойку. Сейчас не вспомню, кто именно это сделал. То ли Дзюба лютовал, то ли Жано Ананидзе. Но насколько знаю, трофей ломается регулярно. К нему надо относиться бережно. Может имеет смысл отлить его из белого золота (смеётся).
— Это событие можно назвать самым ярким в карьере?
— Одним из точно. Подобных мгновений было не так много. Особняком стоят также игры в составе сборной Белоруссии. Например, осенью 2010-го победили Францию на выезде в присутствии 77 тысяч местных болельщиков в первом матче отборочного этапа к Евро, а спустя полгода отобрали у них очки и в Минске. Спустя пять лет вновь разошлись с трёхцветными миром уже в Борисове. Помимо этого, разумеется, памятны встречи в еврокубках, особенно с грандами. Ну и, конечно, серебро РПЛ с «Ростовом».
— Сложно забыть вашу победу над «Баварией» в Лиге чемпионов. Перед матчем было предчувствие, что можете сотворить сенсацию, после того как в первом круге группового этапа пропустили в Мюнхене пять безответных мячей.
— Скажу больше, у нас была сумасшедшая уверенность, что мы в состоянии как минимум не уступить. Да и в Мюнхен мы тогда приезжали не исполнять роль мальчиков для битья.
— Когда в России пропустили от Дугласа Косты, не было опасений, что ситуация повторится?
— Там всё стремительно менялось, и ещё до перерыва Сердар Азмун восстановил равновесие. Вернулись на поле из раздевалок и тут же заработали пенальти, который реализовал Дмитрий Полоз. Но «Бавария» достаточно быстро сравняла счёт. В общем сумасшедшие качели. Знаете, чем мне запомнился тот матч больше всего? Лютым холодом. Конец ноября. Стояла минусовая температура. Плюс дул сумасшедший ветер. Немцы просто замёрзли. Клянусь, до сих пор кажется, в подобных условиях не играл никогда .
— А судьбоносный выстрел со штрафного в исполнении Кристиана Нобоа стоит перед глазами до сих пор?
— Думаю, надежда теплилась в тот момент у всех, поскольку эквадорец как никто умел исполнять подобные стандарты. Но когда увидел, как мяч залетел в створ, просто не поверил. Это было безумие.
— Вся Россия тогда пребывала в приятном шоке.
— «Бавария» была слишком сильна и выносила всех подряд дома. Мы им попали под горячую руку на старте турнира, после проиграли дважды «Атлетико» и нас начали списывать. А мы прекрасно осознавали мощь соперников, но сами ни в коем случае их не боялись. На мой взгляд, итоговые 0:5 не отражали хода встречи. По сути, держались почти весь первый тайм. Но по прошествии получаса Роберт Левандовски реализовал пенальти. Потом забил Томас Мюллер. А дальше посыпались.
Курбан Бердыев в раздевалке лютовал. Ему не понравилось всё: игра, отношение к делу. Да мы и сами остались недовольны. Курбан Бекиевич кричал: «Вы зачем сюда приехали вообще?» Но, повторюсь, так сложились обстоятельства. Кажется, сыграй мы идеально в обороне в тот день, всё равно ничего бы не сумели поделать.
— Заняв третье место в группе, «Ростов» вылетел в Лигу Европы. Нельзя не вспомнить матч с «Манчестер Юнайтед» в 1/8 финала весной 2017-го, когда вы поругались с Жозе Моуринью. Чем завершился тот конфликт?
— Сами знаете мистера Моуринью. Он очень эмоциональный тренер. Ничего критического на самом деле не случилось. Ему на бровке не понравилось, как я сыграл в каком-то эпизоде. Принялся кричать на меня. Я отмалчиваться тоже не стал. Но после финального свистка Жозе подошёл и объяснил, что эмоции немного взяли верх. Пошутил, мол, молодец, что не выйдешь на поле в ответной встрече из-за дисквалификации. Мне ведь показали жёлтую карточку. Пожали друг другу руки.
— У вас осталось что-то на память о тех играх в еврокубках? Может, менялись с кем-то футболками?
— По ходу карьеры не слишком это любил, хотя мог обратиться с данной просьбой к любым звёздам. Возможностей представилось достаточно. Но не было подобной цели. Понимал, если начну этим заниматься, накоплю три огромных баула. И куда их потом девать? Продавать? Даже не парился. Тем не менее иногда всё-таки делал исключения. Например, есть майка Поля Погба с того самого матча с «Манчестер Юнайтед». Она сейчас висит в ресторане у Саши Гацкана. Есть «Атлетико». Не помню, у кого её попросил. Проблема заключается в том, что хотя я живу в частном доме, там нет достаточно места, чтобы разместить их все. Пришлось повесить в гараже на стенах в специальных рамках. Когда сажусь в машину, любуюсь. Там и сборная Нидерландов, и сборная Франции…
— В 2016-м «Ростов» едва не стал чемпионом России, отстав от ЦСКА всего на два очка. Как часто пересматривали судьбоносный сейв Игоря Акинфеева в параллельном матче последнего тура с «Рубином»?
— Это настоящая трагедия. Только Игорь мог совершить подобное чудо. Ни один другой вратарь в том эпизоде не выручил бы… Но, к сожалению, Акинфеев защищает цвета ЦСКА. Помню, закончили свой матч с «Тереком» в Грозном. Посмотрели на трибуны, а там сидят наши болельщики грустные и плачут. Сразу всё поняли. Потом сообщили, что москвичи взяли верх над «Рубином» и заняли первое место. Понятно, расстроились. А когда увидели обзор противостояния в Казани… До сих перед глазами стоят спасения Акинфеева. Понимаешь, что мяч обязан был залететь в сетку, и золото досталось бы нам. Команда находилась в миллиметрах от невероятного успеха.
— Получается, на тот момент жёлто-синие достигли такого уровня, что огорчались серебру?
— Вот именно. А главное, насколько быстро всё поменялось. Всего за год до того даже не сумели спастись от вылета из РПЛ напрямую. Пришлось проводить стыки с «Тосно». Да и в финансовом отношении стабильности не хватало. Перед футболистами накопились катастрофические долги. А в 2016-м переживали уже из-за второго места.
— В чём крылся ключевой секрет подобного взлёта?
— Всё просто. Пришёл очень сильный тренер — Бердыев. Думаю, ни у кого нет сомнений в уровне его мастерства. В отечественном футболе он достиг огромных высот и знал о нём всё. Курбан Бекиевич и собрал тот коллектив. Нашёл голодных исполнителей, многие из которых до того ничего не выигрывали. Зарядил нас уверенностью и сплотил. Заставил поверить в себя и в то, что мы способны завоевать трофей. Поначалу сами не осознавали, что это реально. Курбан Бекиевич, как Гус Хиддинк в сборной России, постоянно повторял: «Вы всё можете». Признаюсь, поначалу сам скептически относился к словам наставника. Как так, если, условно, вчера ещё рубились с «Тосно» за место в элитном дивизионе? Плюс, пришли качественные футболисты. Когда ещё до старта сезона начали подготовку, поняли: состав подобрался крепкий. К тому же, пока Бердыев находился в команде, каждый выкладывался на поле на 100%.
— Кто ваш самый большой друг из «Ростова»?
— Гацкан. До сих пор общаемся и дружим семьями. С другими ребятами тоже периодически списываемся, но тяжело поддерживать отношения на расстоянии. Чтобы контакт не прерывался, необходимо, чтобы человек оставался рядом. Многие хорошие товарищи уехали.
— Кого можете назвать самым талантливым футболистом, с которым пересеклись в «Ростове»?
— Выделить сложно. Ведь, по сути, у большинства исполнителей карьера потом не сложилась. Сердар Азмун перебрался в «Байер», но довольствовался выходами на замену. Дмитрий Полоз уехал в «Зенит» и тоже осел на скамейке. В том-то и дело, что это была не команда звёзд, а команда-звезда. Хотя, конечно, можно вспомнить и Кристиана Нобоа, и Сесара Наваса. Нельзя забывать о Сослане Джанаеве, регулярно выручавшем на последнем рубеже.
— В своё время вы сказали: «Голова Дзюбы — лучшее место, куда летел мяч после моих навесов». Сейчас в этом плане ничего не именилось?
— Уже тогда было ясно, какого уровня это форвард. Хотя не могу сказать, что, когда он приехал в аренду из «Спартака», сразу стало понятно, что перед нами будущая звезда. Артём был ещё молод. Считаю, меня тоже нужно наградить за его рекорд результативности. Вспомните, сколько мячей Дзюба в «Ростове» забил с моих передач (смеётся).
У него имеются качества, которые и в 36 позволяют регулярно огорчать оппонентов. Плюс видно, как безумно он сейчас замотивирован. Уникальность Артёма заключается ещё и в том, что он не только сам отличается, но и ассистирует партнёрам. При своих антропометрических данных Дзюба обладает феноменальной техникой. Про игру на втором этаже даже не говорю.
— После окончания карьеры вы остались жить в Ростове-на-Дону. Не было желания вернуться домой, в Белоруссию?
— Такой вариант тоже рассматривали. На определённом этапе не посещали мысли, что перевезу в Россию семью. Понимал, что футболист часто меняет клубы, а потому задерживаться нигде нельзя. Тем более жёлто-синих ещё лихорадило, и могло произойти всё что угодно. Благо ситуация нормализовалась. Причём решение окончательно переехать в Ростов-на-Дону принял даже не я, а жена. Сказала: «Ты что? Мы же тут уже столько лет». Члены семьи тоже влюбились в город. Хотя и Белоруссию обожаю. Минск — обалденно красивое место. Все ездят и хвалят. Но, видимо, судьба так распорядилась, чтобы не уезжали. Сейчас кайфуем. Всё нравится. Ощущение, будто здесь родился.
— Ваш сын Тимофей долго занимался в академии клуба. Почему забросил футбол?
— Пытался ему помочь. Он прошёл через команды всех возрастов, но что-то помешало попасть в молодёжку и раскрыть свой потенциал до конца. Теперь учится в колледже, а потом поступит в университет. Тимофей ищет себя, а мы, родители, — ему в этом помогаем.
— Старшая дочка Яна выбрала лёгкую атлетику. Она тоже закончила карьеру?
— Яна принимала участие в чемпионате России и других турнирах. Прыгала в длину. Причём на тренировках показывала неплохие результаты, которые позволяли в определённом возрасте даже претендовать на медали. Но на соревнованиях не получалось справиться с психологическим давлением. Она и сейчас связана со спортом и работает фитнес-тренером.
— Зато теперь можете проводить больше времени с шестилетней дочкой Хлоей?
— Изо всех сил стремлюсь наверстать упущенное. Ведь, когда играл, фактически приходилось жить с детьми порознь. Они ходили в садик, потом учились в школе. А я защищал цвета «Ростова» и всё это пропустил. Тогда приняли данное решение, чтобы не возить их из города в город. Плюс, повторюсь, не думал, что останусь в Ростове-на-Дону. А надо было не бояться и сразу перевозить родных.
— А чем занимается младшая дочка?
— Скажу честно, не хотел, чтобы старшие дети вообще шли в спорт. Я вырос в Школе олимпийского резерва и понимал, насколько тяжело всё даётся спортсменам. Сколько крови и пота они проливают ради достижения результата. Знал, какие виды девочке не подходят. Хотелось, чтобы она выросла настоящей девушкой. С другой стороны, Яне лёгкая атлетика не помешала. Она выглядит очень хорошо. Хлою супруга предлагает отдать на танцы или художественную гимнастику. Отвечаю: «Только не на гимнастику». Хватит уже. Даже не знаю, чем закончится данная история. Всё-таки у всех моих детей спортивные гены: худенькие, быстрые.
— Почему, повесив бутсы на гвоздь, вы не получили постоянную работу в структуре «Ростова»?
— К сожалению, на всех легенд мест в клубе не хватит. Отношусь к этому спокойно. Раньше ещё переживал, а сейчас остыл. Кто-то заканчивает и сразу получает должность в системе коллектива. Кто-то возвращается позже. Как сложилось, так сложилось. После того, как провёл последний матч, полгода проработал в академии жёлто-синих с ребятами 2004 года рождения. Попробовал, но понял, что это сложно. Одно дело трудиться со взрослыми, другое — с детьми. Просто и у меня был переходный период от профессии футболиста к профессии тренера. Не мог понять, моё это или нет. Находился в поисках себя.
— На протяжении трёх лет вы являлись помощником наставника в «Чайке». Почему покинули данный пост?
— Менялись люди, и я уходил вместе с ними. Сотрудничал и с Сергеем Ташуевым, и с Игорем Семшовым. Получил неоценимый опыт. В принципе было интересно. Мне кажется, справлялись неплохо, но владелец принял такое решение.
— В дальнейшем останетесь в данной сфере?
— С момента ухода их «Чайки» прошло два года. Недавно звонил спортивный директор «Ростова» Алексей Рыскин. Поздравил с днём рождения и сказал, что, если имеется желание, можно вернуться в клуб. Ответил — хорошо. Продолжения разговор не имел. Поэтому пока сосредоточился на других делах. Самое главное — уделяю время детям. Вот от этого получаю громадное удовольствие. Отдыхаю. Плюс занимаюсь иными видами финансовой деятельности, ведь надо как-то содержать семью.
— То есть тренером больше точно не будете?
— Не высказывался бы столь категорично. Период в «Чайке» тоже понравился. Там были свои плюсы и минусы. Но о негативных сторонах даже говорить не хочется.
— А в качестве самостоятельного тренера хотели бы себе попробовать?
— Пришёл к выводу, что мне комфортнее ассистентом. Всё-таки на главном лежит колоссальная ответственность за каждого человека в команде. С моим характером выгорю эмоционально. Ничего хорошего не выйдет. Не хочется раскачиваться на скамейке как Леонид Слуцкий. Да никогда и не считал себя главным.
— Существует фраза, что наставник должен убить в себе футболиста. Вам удалось?
— Давно. Каждый по своему проходит данный переходный период. Я повесил бутсы на гвоздь в 38 и к тому моменту полностью наигрался. А другой может закончить раньше и ощущать, что не сказал последнего слова. Но, как правило, в среднем у экс-футболистов уходит от года до трёх, чтобы перестроиться. Я, как сказал раньше, сосредоточился на семье.
— Вы являетесь одним из самых ярких фланговых полузащитников в истории РПЛ. А чья игра на данной позиции вам нравится сейчас?
— Если брать «Ростов», выделю Ивана Комарова. Хороший парень. Можно сказать, в академии рос на моих глазах. У парня безграничный потенциал и потрясающие индивидуальные качества. Верю, у него всё получится. Могу ли давать Ивану какие-то советы? Да прекратите. В команде есть, кому подсказывать футболистам.
— Радует, что в составе жёлто-синих в последние годы появилось немало молодых талантливых россиян?
— Скорее огорчает, что практически все они не являются воспитанниками клуба. Тот же Комаров начинал в «Локомотиве» и только в 2019-м перебрался в «Ростов». Надо отдать должное, академия южан выполняет свою работу качественно. Знаю, насколько грамотно там тренируют детей. Но условия необходимо улучшать. Некоторые поля даже и назвать-то полями сложно.
— А если взять россиян из других коллективов?
— Назову Алексея Батракова и Матвея Кисляка. Классные пацаны. Они прогрессируют стремительно и ещё близко не нащупали свой потолок.
— В условиях ограничений, наложенных на отечественный футбол, способным молодым отечественным исполнителям лучше сразу уезжать?
— Поверьте, в Европе нас никто не ждёт. На мой взгляд, торопиться не следует. Лучше сначала набраться опыта в России, а потом уже пробовать силы в другом чемпионате. Вообще сложно рассуждать на данную тему. У нас ведь не каждый год появляются новые Аршавины. Вот Андрей перебрался в «Арсенал» и был там одним из лидеров. Если уезжать, то только с таким статусом. Но могу заверить, что россияне в большинстве своём ни в чём не уступают иностранцам. Это факт.