Один заменяет десятерых. Знаменитый портной рассказал о костюмах без примерки и судьбе легкой промышленности
Валерий Николаевич Иконников владеет швейным мастерством 57 лет. Благодаря своему редкому методу кройки, портной может сшить костюм, сняв мерки лишь один раз. Altapress.ru узнал об уникальной технологии, о судьбе легкой промышленности и переезде портного.
Самые важные новости в Телеграм и ВКонтакте. Подпишитесь!
Шить под себя
В 1991 году Валерий Николаевич открыл собственное ателье. Швейному мастерству обучил и сына.
«У меня жена шила женскую одежду, сына научил, планируем и внука обучить, но пока он в школу у меня ходит. Сейчас ателье я передал сыну и в основном теперь там как консультант», – делится портной.
Валерий Николаевич специализируется на мужской одежде: костюмы, пальто. Сейчас портному 74 года и здоровье уже не то. Вместе с семьей они планируют переехать в теплый регион.
«Шить я любил давно. В 1960-е годы выбор готовой одежды был весьма ограничен, а для меня, худощавого и невысокого, найти что-то подходящее было еще сложнее. Еще и школьная форма мне не нравилась. Ее каждый раз приходилось подгонять под себя», – рассказывает мастер.
Окончив школу в 1967 году, он сразу же поступил на курсы швейного мастерства. Получив образование, стал портным и начал создавать одежду по своему вкусу. После пошел на производство и уже там работал. Потом ушел в армию, и там тоже продолжал шить.
«Отслужил, вернулся в швейное производство и вскоре меня как трудолюбивого паренька отправили учиться на закройщика в наш местный комбинат. Освоив курс, шесть лет проработал закройщиком. Там в основном цель была – план, план и план. Неважно, какие вещи, главное, чтобы все было в срок и по графику. И, конечно, сильно устал за эти годы работать закройщиком», – делится Валерий Иконников.
Без примерки
В 1977 году Валерия Николаевича направили на трехмесячные курсы повышения квалификации в Ростов-на-Дону. Завершив обучение, он вернулся и начал карьеру конструктора мужской верхней одежды в экспериментальной лаборатории производственного объединения «Алтайкрайшвейбыт» – будущий краевой Дом моделей.
«Через год мы узнали, что есть беспримерочный метод. Мы были поражены, ведь даже с двумя примерками нам часто не удавалось добиться идеальной посадки одежды по фигуре. А здесь же предлагали обойтись вовсе без примерок – достаточно было снять мерки один раз, и готовый костюм шился сразу», – рассказывает портной.
Предприятие направило его в командировку в Киев, где конструктор-модельер Михаил Львович Воронин преподавал теорию беспримерочного метода в швейном производстве. Он и изобрел эту технологию: создавать одежду, не примеряя на человеке, а используя макет-жилет для определения особенностей фигуры заказчика.
«Приобрели два макета примерочного жилета. Вернулся в Барнаул, а у нас по новому методу ничего не выходит. Меня снова в командировку в Киев к этому же мастеру. Приезжаю, а он уехал в Николаев читать семинар. Я обрадовался, сел на поезд и за ним. Там уже на семинаре во всем окончательно разобрался», – говорит Иконников.
В чем суть семинара? Есть аудитория закройщиков. Михаил Воронин приглашает любую желающую «фигуру». На глазах у публики делает подгон макета, вырезает. И пока за один день мастер отшивает вещь, он читает всю теорию. Как отметил Иконников, такой семинар впечатляет и запоминается лучше.
Система проста: клиент надевает специальный жилет, который используется для снятия мерок. Полученные данные заносятся в карточку, позволяющую сразу же создавать макет. Поэтому клиенту больше не требуется примерка – он получает готовый костюм.
«Изначально руководство относилось к внедрению этого метода с недоверием, считая, что в Сибири, где, по их мнению, даже шить толком не умеют, об ультрамодных технологиях и говорить нечего. Однако мы доказали, что это не так. Практики закройщика и конструктора мне хватило, чтобы создать собственную бригаду на том же производстве, работающую по этому методу», – делится Валерий Николаевич.
Собственные семинары
Потом о том, что Иконников владеет беспримерочным методом, узнали за пределами Алтайского края. Его приглашали на семинары в Новосибирск, Красноярск, Кемерово, Семипалатинск. Мастер-классы Валерий Николаевич проводил, как Михаил Воронин: приглашал людей из зала и показывал на них.
«За пределы Сибири не выезжал. Семинар проводил в выходные, а с понедельника нужно уже выходить на работу. Куда тут далеко покатаешься?», – делится мастер.
Валерий Николаевич сам усовершенствовал методику. Раньше на каждый вид одежды был свой индивидуальный примерочный жилет: для пальто – отдельный, для пиджака – отдельный и так далее. Иконников размножил вектор жилета: из одного макета для того же пиджака можно перейти на любой другой верх и собрать мерки.
«Сейчас, когда существует рыночная экономика, шить столько макетов – дело убыточное, затратное. На данный момент у нас всего несколько макетов, которые отличаются размерами – от 48 до 60. Из них мы можем подогнать мерки даже до 70-го размера», – говорит Валерий Иконников.
У семьи Иконниковых есть своя картотека, куда они записывают мерки и выкройки. Общее число клиентов – 3 000. К Иконниковым обращаются со всей России.
«Есть у меня клиент с 70-м размером, который не мог даже в двери ко мне протиснуться. И где ему купить одежду? Только обратиться к мастеру. Вот мы и подгоняли под него макет», – рассказывает Валерий Николаевич.
Без портных
Валерий Иконников обеспокоен за будущее профессии. Многих мастеров замещают большие предприятия с оборудованием, которое может и как-то снять мерки, и как-то сшить. Вопрос будет в индивидуальности и качестве изделия.
«В индивидуальном пошиве важен человек, – говорит портной. – Мужским костюмом может заниматься не только мужчина, но и женщина. Здесь нет разграничений и запретов. Но главное отличие в том, что мужчина понимает особенности типа фигуры своего пола, знает, как сделать так, чтобы все было гармонично, чтобы костюм хорошо сидел, но скрывал недостатки. Также и с женским платьем: тот, кто носит такую одежду, больше разбирается в тонкостях. Не стоит забывать, что было время, когда в моей профессии были только мужчины, но затем они переходили в закройщики».
Основная проблема, с которой сталкивается легкая промышленность, – нехватка рабочей силы. Валерий Иконников объясняет, что это связано с тем, что в Алтайском крае стало меньше профильных училищ.
«Учебные комбинаты закрылись. Вот и дефицит мастеров. Сами ателье учат и стажируют для своего производства. Сейчас у нас работают в ателье два человека, и каждый заменяет десятерых», – говорит Валерий Николаевич.
На вопрос, почему им с сыном не открыть свою школу и уже там учить будущих швейных мастеров, Иконников отвечает, что пробовали. Ученики сами приезжали к наставнику: со всей Сибири, из Санкт-Петербурга, Уфы и Перми.
«Мы пробовали обучать, но молодые мастера не могут позволить себе оплатить курсы. Многим это не по силам, особенно пока только учишься. Раньше было проще: еще существовали училища. Сами предприятия были заинтересованы в том, чтобы обучать своих работников. Вот как меня отправляли в командировки. И вся соль в том, что никого не учат, вот и спад», – говорит Валерий Николаевич.
Возвращение к моде
Мастер отмечает, что маленький интерес к моде и индивидуально пошитым вещам возвращается. Возможно, из-за того, что многие бренды ушли с рынка. Но это малая часть от того количества, что покупает вещи в массмаркетах.
«Сейчас даже если покупают вещи и где-то что-то не подходит, еще стараются найти каких-то портных, чтобы ушили, подшили, подогнали. А вот так, чтобы с нуля сшить – это нет. И как раз суть в том, что нет мастеров, и люди не знают, к кому можно обратиться. Вот и наша профессия потихоньку умирает», – объясняет Валерий Иконников.
Портной говорит, что повышенный спрос на индивидуальный пошив остается на юге и в Центральной России, но там и населения больше, чем в том же Алтайском крае.
Валерий Николаевич собирается переехать именно туда. Он не отрицает, что причина переезда – спрос. Мастер вместе с сыном планируют и дальше развивать свое дело, только уже в другом регионе. Постоянных клиентов не бросят: сохранят все карточки и будут радовать индивидуальностью и качеством.