Правда или вымысел: легенды о карадагском змее и древних рептилиях Крыма
Кладезь крымских легенд пополнился: Министерство культуры признало объектом нематериального культурного достояния истории о карадагском змее. Попробуем разобраться, где в этих байках правда, а где вымысел.
Преданья старины глубокой
Крымские горы и пещеры хранят немало историй, персонажами которых являются мифические рептилии. Так, старинная легенда связана с урочищем Качи-Кальон недалеко от Бахчисарая.
Это место и правда поражает воображение: на головокружительной высоте, буквально между небом и землёй, расположен величественный грот, похожий на древний храм. Высеченный в скале массивный крест осеняет родник, пробившийся из каменной толщи. И если прислушаться, ветерок прошелестит имя Анастасии, которая погибла здесь в схватке с драконом, похитившим овцу из стада. Отчаянный крик ребёнка потряс бездушную, казалось бы, скалу, и она обрушилась, похоронив под собой и многолапое чудовище, и бедную девочку. А наутро жители окрестных деревень поднялись к месту трагедии и увидели, как сочится из трещины вода, будто плачет камень.
Вот уж действительно: «камни вопиют», и сплетаются в этом многозвучии и легенда о злобном монстре и несчастной Анастасии, и яркие материальные свидетельства о существовавшем здесь в эпоху Византии – более тысячи лет назад! – христианском монастыре.
Следы древности
«Змеиный след» не только прослеживается в преданиях, но и подтверждается удивительными артефак-тами.
В середине XIX столетия просвещённую публику взбудоражили предметы, обнаруженные при раскопках крупного кургана на Павловском мысу близ Керчи. Судя по количеству золотых предметов, похороненная там женщина принадлежала к высшей знати Боспорского царства. Особое внимание учёных привлёк массивный перстень: по синему стеклу плыл прочеканенный в золотой фольге... дракон. Украшение изготовлено в IV веке до н. э., что делает его первым свидетельством существования морских ящеров в Тавриде.
Если в наших краях обитали драконы, значит, жили здесь и драконоборцы. Одного из них можно увидеть на уникальной фреске XII–XIII веков в пещерном «Храме трёх всадников» в Бахчисарайском районе. Витязь всаживает копьё в змея. Художник реалистично изобразил туловище с гребнем, лапы, чешую. Сделан рисунок с натуры или это фантазия, установить невозможно. Важно другое: Крым по своим природно-климатическим особенностям вполне подходит для проживания пресмыкающихся, в том числе и реликтовых. А в далёком прошлом, когда плотность населения была небольшой, люди сталкивались с гадами гораздо чаще.
«Я видел его!»
В разношёрстной компании героев страшилок лидирующее место занимает карадагский змей. Надо полагать, творческая атмосфера Коктебеля весьма своеобразно действовала на «властителей дум» XX века. К примеру, Всеволод Иванов, автор книг о борьбе за власть Советов в Сибири, приобщившись к тайнам Киммерии, обратился к «лёгкому жанру» – фантастике.
Писатель открыл сборник рассказом «Змий», где выдал изумлённому читателю потрясающие факты: «Мария Степановна Волошина, хранительница всех коктебельских преданий, сообщила, что в 1921 году в феодосийской газете была напечатана заметка, в которой сообщалось, что в окрестностях Карадага появился огромный гад и на его поимку отправлена рота красноармейцев. Максимилиан Волошин передал вырезку из газеты Михаилу Булгакову, и заметка легла в основу повести «Роковые яйца».
Дальше, как говорится, больше. В этом же рассказе Иванов сообщил, что в 1952 году он минут сорок наблюдал в Сердоликовой бухте гигантское существо: «Тело длиной метров тридцать, толщиною со столешницу письменного стола, если её повернуть боком. Голова в размер размаха рук, напоминает змеиную». Свернувшись, чудовище было похоже на клубок водорослей, но затем распрямилось, начало двигаться и, распугав дельфинов, исчезло за скалами.
Кто сожрал дельфина?
Очередной всплеск интереса к загадочной рептилии пришёлся на 90-е годы. Книга «Катастрофы в Чёрном море», написанная коллективом серьёзных учёных, содержала главу, где рассказывалось, как рыбаки обнаружили в воде труп дельфина, имеющий странные повреждения: «Брюхо было выкушено одним махом вместе с рёбрами. Ширина укуса по дуге составляла около метра. Следы зубов чётко видны по обоим бокам, причём расположены симметрично. Голова животного сильно деформирована, сжата со всех сторон, как будто её пытались протащить в узкое отверстие».
Справедливости ради нужно отметить, что далеко не все исследователи оказались настолько романтиками, чтобы рассматривать изуродованную афалину как косвенное доказательство существования неизвестного науке свирепого хищника. Ихтиологи довольно прозаично объясняют происхождение укусов на теле бедолаги: здесь пировали катраны – черноморские акулы. Они достигают двухметровой длины, но имеют мелкие зубы и маленькую пасть. Более того, для катранов характерно полукружное выедание брюшной стенки и внутренних органов, что имитирует одну огромную рану. Срезы полулунной формы, сделанные акульими челюстями, перепуганному человеку вполне могут показаться отпечатками гигантских зубов.
Если не змей, то кто же?
Так кого же могут принять несведущие люди за владыку вод? Существует несколько ответов на этот вопрос.
Всеволод Иванов, продолжая рассказ «Змий», сообщает, что обратился на Карадагскую биостанцию, где ему объяснили, что до наших берегов временами добираются некоторые жители мирового океана, имеющие внушительные размеры и жуткий облик. Например, ремень-рыба или морской чёрт.
Поскольку большинство историй про ставшего знаменитым персонажа связаны с восточным Крымом, вспоминается экзотическая живность Керченского полуострова. Так, в прогретых солнцем лагунах Опукского и Казантипского заповедников обитает водяной уж. Он совершенно безобиден, однако на хорошем питании вырастает до полутора метров, а вид змеиной головы над водой вызывает ужас у незадачливых любителей природы.
Из сухопутных пресмыкающихся может вогнать человека в ступор желтобрюхий полоз. Длина самой крупной змеи Крыма достигает двух метров. Если этот красавец ещё и отобедает сусликом, то раздуется и оставит след на песке как от телеграфного столба.
Но самое сильное впечатление произвела на автора этих строк картина, что открылась со склонов горы Опук: из пучины внезапно появилось сверкающее серебром громадное змееобразное тело! «Косяк хамсы движется», – усмехнулся мой спутник.
Злобные дракончики
Символично, что даже в современной фауне Чёрного моря встречается животное, которое называют «дракон». Невзрачная рыбка имеет облик банального бычка. Но её плавники и жаберные иглы содержат очень опасный яд.
Эта тварь невероятно живуча и, будучи пойманной на крючок, норовит, вскидываясь и выгибаясь, зацепить руку рыболова. И тогда начинаются проблемы: острая боль в месте укола, опухоль, учащённое сердцебиение, озноб... Симптомы похожи на действие яда гадюки.
Встреча с этим «драконом» красноречиво свидетельствует: «воображенью край священный» со времён великого мифотворца Пушкина не потерял своей притягательности. Легенды о подземных и морских страшилищах, античный перстень и средневековая фреска, рассказы бывалых людей и таинственно погибший дельфин... Узел загадок затягивается, и мы, затаив дыхание, вглядываемся в толщу воды, которая скрывает уходящие во тьму скалы потухшего вулкана. Мы не знаем, прячется ли в пучине настоящее чудовище или оно является плодом буйной фантазии. Но миф о змее живёт и продолжает будоражить умы, напоминая: даже в обыденном мире есть место для тайны.
Иван КОВАЛЕНКО, крымовед
Читайте также: Связь Крыма и Китая: от древности до современности