Силовой шпагат: в Сербии разгорелся скандал из-за слов о санкциях против РФ
В Сербии разгорелся скандал из-за слов министра по делам евроинтеграции Неманьи Старовича. Он упомянул о готовности Белграда ввести антироссийские санкции ради вступления в ЕС. Премьер-министр, президент Сербии и впоследствии сам Старович поспешили заверить Москву, что никаких ограничительных мер вводить не собираются. Опрошенные «Известиями» эксперты уверены, что слова сербского политика вырваны из контекста. Тем не менее в самой стране не исключают, что таким образом власти проверяют, поддержит ли население возможное введение ограничительных мер против РФ. Подробности — в материале «Известий».
И да и нет
«Сербия поддержит санкции Евросоюза против России только непосредственно перед вступлением в ЕС, когда страна сможет получить доступ к европейским механизмам поддержки», — заявил министр по евроинтеграции Неманья Старович.
Политик подчеркнул, что Белград не поддерживает антироссийские ограничительные меры, введенные Евросоюзом, поскольку «это совершенно не повлияло бы на Россию, а сербская экономика пострадала бы очень сильно».
По его словам, у страны, не входящей в Евросоюз, нет доступа к механизмам безопасности и поддержки, которые доступны странам — членам союза. Министр сравнил происходящее с поддержкой, которую Брюссель оказывал во время пандемии, когда Хорватия получила €22 млрд из европейских фондов, а Сербия — «почти ничего», а если точнее — 165 млн.
Он добавил, что Белград готов полностью присоединиться к санкциям ЕС, «как только членство в союзе будет реальной перспективой», то есть уже за несколько месяцев до ожидаемой даты вступления.
Также Старович особо отметил, что Белград «с первого дня ясно и однозначно» осудил специальную военную операцию, а также поддерживает членство Киева в Евросоюзе.
И хочется, и колется
Из-за слов Неманьи Старовича разгорелся скандал. Многие посчитали заявление министра едва ли не сербским сигналом Брюсселю о том, что для того, чтобы Белград присоединился к антироссийским санкциям, его необходимо скорее принять в Евросоюз.
«Движение социалистов» бывшего вице-премьера Александра Вулина обрушилось с критикой на Старовича, отметив, что считает введение антироссийских санкций предательством. По его словам, «отказ Белграда от введения санкций против РФ обусловлен не перспективами членства в ЕС, а принципиальной позицией сербов, которые не являются нацией предателей, готовых поступиться своими корнями, верой и историей».
Спустя два дня Старович всё же конкретизировал сказанное. По его словам, существуют три причины, по которым Белград не станет присоединяться к рестрикциям в отношении Москвы. «Ценностные — потому что мы не считаем, что санкции являются правильным методом в международной политике. Экономические — потому что введение санкций нанесет серьезный ущерб экономике Сербии. Политические — потому что это поставило бы под угрозу отношения с Россией, которые традиционно важны и ценны для нас», — рассказал Старович в интервью «РИА Новости».
Тем не менее в Сербии не раз звучали рассуждения о возможном присоединении к антироссийским санкциям. В 2023 году об этом рассуждал министр экономики Раде Баста. По его мнению, страна «платит огромную цену из-за невведения санкций против России, и это становится невыносимо».
Как отмечали тогда балканские эксперты, существует определенная вероятность, что сербские власти таким образом проверяют реакцию общества.
Также не исключено, что эти слова адресованы тем гражданам страны, которые выступают за скорейшую евроинтеграцию Белграда. В последние годы переговорный процесс о вступлении Сербии в ЕС пробуксовывает, а главными кандидатами на вступление в Брюсселе называют соседей: Албанию и Черногорию.
В этот раз Александр Вучич по традиции заверил, что его страна не собирается присоединяться к ограничительным мерам против Москвы и настроена проводить независимую внешнюю политику.
«Министр Старович выразился неосторожно. Мне жаль, что некоторые наши друзья в российских СМИ с нетерпением ждут повода, чтобы упрекнуть Сербию Должен всех их разочаровать. Сербия не будет вводить санкции против Российской Федерации», — подчеркнул сербский лидер.
Он также добавил, что с начала июля Сербия не экспортировала «ни одного патрона», страна проводит политику «независимого и суверенного государства», и ее правительство не позволит «крупным игрокам» использовать государство в своих целях.
В свою очередь, премьер-министр Джуро Мацут также пообещал, что при нынешних властях Сербия не будет вводить санкции против России. По его мнению, в настоящее время задача Сербии — защищать себя и укреплять единство нации.
Что думают эксперты
Программный менеджер Российского совета по международным делам (РСМД) Милан Лазович в беседе с «Известиями» отметил, что Белград не готов и не намерен вводить антироссийские санкции.
— Накануне с новым заявлением по этому поводу выступил президент Александр Вучич. Он отметил, что слова министра Старовича были вырваны из контекста и неверно интерпретированы СМИ. Президент вновь опроверг возможное введение Сербией санкций против России, — констатирует политолог.
По его мнению, слова Старовича, скорее всего, были направлены на то, чтобы дать понять Евросоюзу, что Брюссель не предлагает каких-то внятных и конкретных программ для Сербии.
— Вероятно, это был намек сербского министра брюссельским чиновникам: пока что путь Сербии в ЕС — это путь в никуда, туманный путь, — подытожил эксперт.
Главный редактор проекта «Балканист» Олег Бондаренко в разговоре с «Известиями» отметил, что Александр Вучич последовательно повторяет один и тот же тезис о том, что «Сербия не введет санкций против России».
— Он повторил его и в этот раз, это важно понимать. На самом деле слова Неманьи Старовича были вырваны из контекста. Я лично знаю господина Старовича, он русофил, человек, который всегда выступал с позиции Москвы, с пророссийских позиций. Так что либо он некорректно выразился, либо его просто неправильно поняли или интерпретировали, — полагает специалист.
По мнению аналитика, Старович говорил это в контексте того, что Сербия никогда не станет членом ЕС.
— И если бы Сербия стала членом ЕС, то ей бы понадобилось ввести санкции против России. Насколько я понял и насколько я его знаю, смысл его выступления был именно таким. Так что это просто вырванные из контекста слова, которые разлетелись и вызвали такой скандал, и чтобы его потушить, и премьер-министр, и президент Сербии сказали, что Белград не введет антироссийские санкции, — пояснил политолог.