Обманутые дольщики в СССР
Этот миф неверен сразу на трёх уровнях. Во-первых, капитализм тут ни при чём, так как капитализм зиждется на двух китах: на усердном честном труде и на защите прав собственности на результаты этого труда. Без труда не будет и собственности, а без защиты прав собственности не будет труда. История показывает, что мало кто напрягается на работе, зная, что комиссары всё отберут.
Чёрные риэлторы и обманутые дольщики расцвели в постсоветском хаосе девяностых, но когда пена переломной эпохи осела, то есть примерно в 1998 году, объёмы жульничества начали быстро сокращаться. К настоящему времени явление уже почти сошло на нет… в Петербурге во всяком случае (пруф). Россия — большая страна, и где-то, я уверен, кого-то по-прежнему обманывают с квартирой, а кто-то всё ещё судится за старые долги, однако это уже фоновый уровень: вчерне проблема решена.
Во-вторых, после революции 1917 года советская власть отбирала дома и квартиры массово, совершенно беззастенчиво, расправляясь при этом с «бывшими», с «кулаками» и с их семьями столь жестоко, что даже прототипам фильма «Жмурки» стало бы при виде таких картин не по себе.
В-третьих, даже в золотой век СССР, в вегетарианские брежневские времена, «обман дольщиков» был стандартным риском для простых граждан.
Отобрать квартиру при помощи грубой силы в позднем СССР тоже могли, конечно: например, если юноша ушёл в армию, а его родители за это время погибли в автокатастрофе, или если советское начальство решало, что кто-то слишком жирно живёт, и подселяло ему в квартиру незнакомого соседа. Были тогда и чёрные риэлторы — советская распределительная система провоцировала обитателей коммуналок на преступления ради захвата квадратных метров. Вот, например, история из 1980-х годов: семья наняла киллера за 3000 рублей, который убил их соседку, чтобы трёхкомнатная квартира досталась целиком этой семье (ссылка).
Однако всё же прямолинейный отжим квартиры был при Брежневе относительной редкостью — в отличие от надувательства при получении квартиры, которое наблюдалось повсеместно. Цитирую типичную историю из комментариев (ссылка):
Отец, хороший специалист в своей электрической области, пришёл работать на стройку в 1972 году. Дали комнату в, якобы, коммуналке. По факту комната в семейной общаге коридорного типа с ещё 10 (десятью) семьями и одинокими алкашами, две кухни, туалет на три посадочных места и умывальник на три раковины. Вода только холодная, ни ванны, ни душа отродясь не было. Жизнь была весёлая, с войнами, плавно переходящими из горячей фазы в холодную и обратно. По площади нам этой комнаты (19 метров, специально так и было посчитано) на троих хватало по советским меркам за глаза, и если бы не работа батьки в строительном тресте, который себе жильё строил, [шиш] нам, а не квартира.
Городская очередь нам не светила совсем. Когда на работу брали, а спецов всегда не хватало, обещали, что года 3-4, и ты получишь квартиру. Первый раз кинули с квартирой в 1979, когда отдали ту, которую уже предложили, городской очереднице. Второй раз кинули в 1981, когда просто кинули. После чего батька рассердился серьёзно и начал в тресте искать работу, где динамить с жильём не будут. И, кстати, нашёл. Но начальник управления уговорил остаться, как раз дом очередной сдавали.
Но тут опять начался крутёж, в результате пришлось дать взятку заместителю начальника управления, и он историю с квартирой всё же со скандалом и криками продавил. И это было в 1983 году, когда нас «облагодетельствовали» двушкой в 43 метра общей площади. Так вот к чему я это всё рассказываю — учитывая профессиональный уровень отца, по нынешним временам он бы трёшку в ипотеку взял не через 11 лет после прихода на работу, а через год. И уж как-нибудь за 10 лет за неё рассчитался бы, живя в человеческих условиях. А при СССР и деньги были, но вступить в кооператив было невозможно. Не положено…
Обратите внимание, что просто пойти и купить квартиру за деньги, как сейчас, было нельзя: на кооперативные квартиры была отдельная очередь, куда абы кого не ставили. При покупке квартиры власть не давала населению иного выбора, кроме как наивно довериться начальству. Начальство, в свою очередь, могло обмануть граждан как сознательно, чтобы сделать на выдаче квартиры гешефт, так и вынужденно, не получив от своего уже начальства обещанных для распределения квартир. Да, можно было судиться, и иногда через суд всё же получить своё, однако в истории выше обещания были устными, их к делу не подошьёшь.
Ещё из комментариев читателей (ссылка):
Соседка рассказывала, что вышла замуж за лётчика Ан-2 и его отправили из Киева куда-то на Дальний Восток.
Двое детей, жилья нет и не скоро предвидится. Устроилась она машинисткой в машбюро в Горисполкоме, [коллеги] прониклись её бедой и подсказали, как быстро получить квартиру.
При раздаче квартир очередного сдаваемого дома она впечатала свою фамилию в список тех, кому были выделены квартиры в этом доме… и получила квартиру!
В очереди на квартиру она уже стояла. Её проколом было то, что она удалила из списка очередника-кверулянта, который стал сильно жаловаться на беспредел.
Понятно, что начальство знало про такой финт своих машинисток. Ей погрозили пальчиком, выкинутому очереднику дали квартиру из исполкомовского резерва, и тот заткнулся.
Ещё история, правда, из более раннего периода (ссылка):
…в больнице, в очереди на уколы, разговорилась с дедом. Сказал, что жил с дочерью в коммуналке и повесил портрет Сталина в коридоре. А сосед донос написал — портрет напротив туалета, оскорбление, антисоветчик. Посадили его, дочь — в детдом. Искал её всю жизнь, не нашёл. Остался в Сибири. Одинокий несчастный человек со сломанной жизнью. Это страшнее убийства. А донос сосед ради комнаты написал.
И ещё (ссылка):
Насчёт жилья. Были ли мы хозяевами тех советских квартир? По своему опыту могу сказать — нет. Была у нас двухкомнатная на четверых. Маленькая, но у других и такого не было. Родители несколько раз вербовались за границу в дружественные страны инженерами, строили энергетику. Так вот, на время работы за границей у нас квартиру забирали. В ней жили люди из отцовского теста. Вроде и нормально. Но отпуск мы, например, проводили или у бабушки, или в палатке на берегу Байкала. Нам в отпуск некуда было возвращаться. Вот и судите сами.
Ещё (ссылка, искать в комментариях по «С точки зрения закона»):
Не буду лукавить, что многие, но достаточно много участковых милиционеров решали жилищный вопрос. А вопрос решался просто. Если есть на участке одинокий алкаш с хатой, то его [отправляли на принудительное лечение в лечебно-трудовой профилакторий].
Через полгода квартира формально уходила государству, но местные исполкомы всегда шли на встречу местному ОВД, и счастливчик милиционер с участка получал вожделенную квартиру.
Мне тоже предлагали пойти участковым, квартирой заманивали. Кстати, с осуждёнными так же решался вопрос.
И ещё (ссылка):
Далеко не все заводы строили дома. Мой отец-москвич мотался 5 лет по комсомольским стройкам северов. Жил в общагах. Когда женился в Сибири, в 1960-е, оказалось, что жить негде. С женой и мною-младенцем снимали времянку на 8 квадратных метров, где стол не помещался, плитка стояла на табуретке, и бегали крысы. Потом меня отдали в ясли в два месяца, закон такой был, и мама устроилась в трамвайное депо. Там дали комнату в общаге, 12 квадратных метров.
Отец искал предприятие, где бы давали квартиры. Везде обманывали — обещали, но по факту ничего. Наконец, устроился на каучуковый завод. Переехали в двушку площадью в 36 квадратных метров, когда мне было 10 лет, брату — 5 лет. Отцу — 38 лет. В 1970-х. Талона на машину он так и не дождался, хоть и был победителем всяческих соцсоревнований. Сейчас ему 83 года, говорит, что так хорошо никогда не жил. Мама тоже перешла к нему на завод. На двоих больше 80 лет стажа в химии. И за это 36 квадратных метров?
И ещё. Моих прадедов лишили домов на Дону, в Смоленске. Хороших домов и хозяйств, выгнали в Сибирь. В Москве деды умерли, отец ничего не наследовал, потому что там не жил. Только [чудак] будет благодарен за 36 квадратных метров внукам сосланных и репрессированных. Подачка.
Вот, пожалуйста, обманутые дольщики в СССР. Подобные истории я и слышал в реальной жизни, и читал в комментариях многократно: это правило, а не исключение. Собственно, в условиях, когда квартиры являются страшным дефицитом, а система распределения этого дефицита непрозрачна, иначе и быть не могло: это не проблема конкретных коррумпированных советских начальников, а встроенная в социализм дыра.
Особенно часто в Советском Союзе надували наивных выпускников вузов. Их заманивали квартирой в другой город, давали честное слово коммуниста, но после переезда оказывалось, что никакой квартиры для них нет, а есть койка в общаге, где им придётся провести годы, прежде чем они смогут претендовать хотя бы на комнату в коммуналке.
PS. Кстати, коллеги, а сколько лет надо было работать советскому колхознику из центральной России, чтобы купить дом, как на фото к статье, и мощный пикап к нему?
