Главные новости Конаково
Конаково
Сентябрь
2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Искусство «Между небом и водой»

0

На сегодняшний день в России существует около 50–60 арт-резиденций. Большая часть из них находится в Москве, в Санкт-Петербурге и близлежащих областях, есть единичные примеры на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Я побывала в одной из них в Тверской области и хочу поделиться своими впечатлениями от работы, творчества и общения

Из истории

В начале XX века в России образовалось уникальное явление — тусовки гениальных. Чаще всего они возникали вокруг той или иной творческой личности, как А. П. Чехов, И. Е. Репин, С. И. Мамонтов или М. А. Волошин.

  На именинах М.А. Волошина. Коктебель. 17 августа 1928 г. фото: https://киммерия-волошина.рф/

Творцы черпали вдохновение друг у друга, что создавалось особенные творческие поля, в которых гении могли проявляться. В таких кругах можно сказать, что «фонтанировал» творческий ум всего сообщества. В усадьбе Мелихово у Антона Павловича Чехова гостили писатели, художники, музыканты: В. А. Гиляровский, И. И. Левитан, П. И. Чайковский, В. И. Немирович-Данченко и другие. Здесь Чехов написал пьесы «Дядя Ваня» и «Чайка», а также многие свои рассказы. В усадьбе «Пенаты» Ильи Репина бывали писатели и поэты — Александр Куприн, Леонид Андреев, Корней Чуковский, Максим Горький, Сергей Есенин, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский; художники — Архип Куинджи, Борис Кустодиев, Василий Поленов и многие другие творческие личности.

В столовой. Фото: Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты». https://collection.artsacademymuseum.org/

В усадьбе Абрамцево Савва Мамонтов собрал творческое объединение художников, скульпторов, архитекторов, среди которых были Илья Репин, Валентин Серов, Константин Коровин, Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Исаак Левитан и многие другие мастера. Все они обладали равным уровнем гениальности и таланта, что создавало взаимное притяжение, всепоглощающее и вдохновляющее каждого из них. Эти творческие сообщества сыграли ключевую роль в развитии русской культуры и оказали огромное влияние на её дальнейшее направление.

Как сейчас стать частью творческого сообщества и быть приглашенным в арт-резиденцию

Сегодня арт-резиденции — это творческие пространства, где художники, писатели и другие деятели искусства получают возможность сосредоточиться на своём творчестве в комфортных условиях. Они создаются как частными инициативами, так и государственными организациями. Попасть в резиденцию можно, подав заявку на open call — конкурсный отбор, в рамках которого кураторы оценивают, насколько кандидат соответствует концепции и задачам резиденции.

Арт-лодки в Абрау-Дюрсо. Фото: Александр Железняк

Когда-то, работая арт-директором Русского винного дома «Абрау-Дюрсо», я отбирала художников для творческой лаборатории в Абрау. Необходимо было собрать тех, кто творчески и концептуально резонировал с темой вина и жаркого юга, и кого пространство Абрау могло бы раскрыть и вдохновить на творчество.

Но я никогда не участвовала в арт-резиденции как художник, хотя последние годы без живописи не мыслю и дня.

Поэтому я решила подать заявку на участие в арт-резиденции «Между небом и водой».

Я очень обрадовалась, когда получила письмо от куратора Дарьи Ивашкиной с приглашением в творческую лабораторию галереи наивного искусства «ОкакНОВО» в Конаково Ривер Клаб в Тверской области.

Для меня это был новый и очень интересный опыт.

Сила куратора

В арт-резиденции я пообщалась с Дарьей Ивашкиной и узнала у нее принципы подбора художников и организации работы.

Дарья Ивашкина. Фото: Радомир Лисицин

Дарья — художник и архитектор по образованию. Двадцать лет назад фестиваль паблик-арта изменил её представление о том, как можно создавать искусство в городской или природной среде за короткий срок. Участвуя и организуя фестивали «Сенофест» в Суздале и Пензе, скульптурные симпозиумы по дереву в Этномире под Калугой и по металлу в Конаково, она на личном опыте убедилась, что художнику необходимы постоянная среда и творческое сообщество для роста.

Дарья Ивашкина. Фото: Радомир Лисицин

И такая площадка вскоре образовалась на базе загородного поселка Конаково Ривер Клаб благодаря Марку Каганскому, основателю и владельцу отеля, и его любви к искусству.

Участники арт-резиденции. Фото: Радомир Лисицин

«Галерея ОкакНОВО и арт-резиденция стали инкубатором такого сообщества, фабрикой коллабораций и школой мастерства, — поделилась со мной Дарья. — Мы создали сообщество, которое само по себе является произведением искусства и даёт силу для развития каждому участнику.

Художник Алёна Ветчинкина. Фото: Радомир Лисицин

Галерея сфокусирована на наиве, арт-брюте и примитивизме. Это сформировало уникальную коллекцию, включающую работы Юрия Татьянина, Васи Ложкина, Павла Леонова, Кати Медведевой, Ольги Лобановой, Ларисы Косяковой, Елены Волковой, Владимира Аносова, Владимира Макарова, Элеоноры Бобровой, Евгения Родионова, Алевтины Пыжовой, Люси Вороновой».

Художник Вера Ельницкая. Фото: Радомир Лисицин

В Конаково на пленэрах и симпозиумах побывало много художников, но есть и постоянные участники — Алёна Ветчинкина, Надежда Васильчикова, Лена Романовская, Ольга Кукина, Юля Картошкина, Елена Старик, Вера Ельницкая, Саша Робинсон и Юлия Киракосян.

Художник Елена Старик. Фото: Радомир Лисицин

Резиденция предоставляет художникам идеальное пространство для творчества и развивает их через образовательные программы с приглашёнными кураторами, искусствоведами и экспертами в области искусства. Для участников проводятся тематические лекции, круглые столы, игры, спортивные мероприятия и показы вдохновляющих фильмов.

Художник Ольга Бавыкина. Фото: Радомир Лисицин

Условия участия в арт-резиденции просты: художники вдохновляются красотами Волги, живут, едят, слушают лекции, общаются и, конечно, творят. Несколько работ они оставляют в Конаково. Картины, созданные в атмосфере красоты и гармонии, делают отель живым, уютным и уникальным.

Художник Екатерина Яковлева. Фото: Радомир Лисицин

Дом, который построил Марк

Гуляя по живописному берегу Волги и любуясь гармоничным ландшафтом, где природа, строения и художественные инсталляции дополняют и подчёркивают друг друга, я задумалась о том, чего именно не хватает современным городам и деревням: когда всё сбалансировано, продумано, соразмерно и лаконично.

«Серый будет розовой номенклатуры». Владимир Филатов. Фото: Екатерина Попова-Гамаюн

Где арт-инсталляция — это нужный акцент, красивый образ или точка, которая объединяет все элементы пространства. Деревья, цветы и травы становятся продолжением уникального природного облика местности.

«Синхронисты». Дарья Ивашкина. Фото: Дарья Ивашкина

Работы художников в стиле наив создают тёплую, добрую и дружелюбную атмосферу. Всё здесь выполнено с умом, любовью и изысканным вкусом.

«Тотем». Анфис Ханыков. Фото: Екатерина Попова-Гамаюн

Я решила написать дух этой местности на досках. Под моей кистью проявился мужской лик, закручивающий вокруг себя то ли потоки, то ли энергии, через которые прорастают деревья, смыслы и новые пространства.

«Гений места». Екатерина Попова-Гамаюн. Фото: Радомир Лисицин

Он целеустремлён, собран, целостен и в то же время полностью растворён в своём мире. Когда на встрече с резидентами я увидела владельца загородного посёлка, Марка Каганского, я поняла, что интуитивно изобразила его облик в виде гения этого пространства. Мне было интересно, как всё это зародилось в нём, а затем выплеснулось, сформировав весь этот ландшафт.

Марк Каганский с участниками арт-резиденции. Фото: Радомир Лисицин

Марк рассказал, что когда-то был очарован импрессионистами. Искусство Альфреда Сислея, Эдгара Дега, Клода Моне, Эдуарда Мане, Огюста Ренуара и Камиля Писсаро завораживало его настолько, что он готов был путешествовать по всему миру, чтобы увидеть их работы.

«Для меня было открытием, что они трансформировали живопись в впечатление. Я был одержим импрессионистами и хотел приобрести их работы, но они стоили умопомрачительных денег», — поделился Каганский.

«Позднее я открыл для себя Союз русских художников. Картины Василия Переплетчикова, Станислава Жуковского, Абрама Архипова, Сергея Виноградова, Константина Коровина, Константина Горбатова, Николая Тархова, Игоря Грабаря, Филиппа Малявина и Ильи Остроухова можно было не только увидеть в музее, но и приобрести. На заре коллекционирования я хотел собрать работы всех из Союза русских художников, и отчасти мне это удалось», — продолжил Марк.

«А потом я открыл для себя русский авангард с эпатажными и дерзкими методами живописи, деконструкциями и нигилизмом, когда попирались все ранее известные законы живописи. Я снова очаровался — на этот раз художниками из объединения "Бубновый валет". Увидел, что живопись стала объектом философии, упростилась и акцентировалась до смысла. Аристарх Лентулов, Михаил Ларионов, Пётр Кончаловский, Наталья Гончарова, Илья Машков и Роберт Фальк — это имена, перед которыми я стал преклоняться. Именно работы этих художников пробудили во мне любовь к наивному искусству. Начиная с импрессионизма и через авангард, я пришёл к упрощённому искусству.

«Волга». Евгения Кудрина. Фото: Екатерина Попова-Гамаюн

Могу сказать, что меня интересует не столько наивное искусство, сколько художественные приёмы, когда смысл закладывается просто и доступно. Я всегда собирал работы художников, которые нарушали правила и законы живописи и искусства. Сейчас же мне важно не только собирать их произведения, но и наблюдать за их творчеством, поддерживать их. Их "неправильность" позволяет им ярче самовыражаться, быть искренними и выразительными в своём творчестве.

 «Летучая рыба». Антон Плацков и Алексей Векшин. Фото: Екатерина Попова-Гамаюн

Я начал с того, что хотел обогатиться через произведения искусства, потом — прикоснуться к живущим классикам примитивизма. Но в итоге понял, что могу быть полезен художникам: открыл им площадку для перезагрузки, обмена опытом, взаимной соревновательности и вдохновения. Это помогает им найти своё коммерческое лицо, открыть новые средства самовыражения, завести полезные контакты и коллаборации, стать более успешными и востребованными».

Участники арт-резиденции. Фото: Радомир Лисицин

Быть творцом

Марк Каганский окружил себя креативными людьми и сам выступил в роли творца, создав на территории клубного посёлка инсталляцию под названием «Живое/Неживое» или «Дихотомия сознания». Суть инсталляции заключается в том, что всё меняется: старые идеи, когда-то державшие мир на своих плечах, уступают место новой поросли. Инсталляция состоит из старых дубовых стволов, выполненных из бетона, и молодняка сосны. Этот объект постоянно трансформируется, и рано или поздно молодые деревья перерастут всё старое.

«Живое/неживое». Марк Каганский. Фото: Дарья Ивашкина

Чем стала для меня арт-резиденция «Между небом и водой»

Время, проведённое в арт-резиденции на берегу Волги, было для меня интересным и познавательным. В этом месте ощущается удивительная гармония природы и человека, земли и воды.

Волга. Фото: Екатерина Попова-Гамаюн

Идеальное пространство для творчества и преображения, для остановки и переосмысления себя, мира и своего искусства. Конаково позволило мне понять, что творчество, как река, может течь в любом направлении, и чем сильнее внутренний поток, тем интереснее и неожиданнее получаются работы. Процесс творчества в компании талантливых людей словно соединяет всех в единое поле созидания и многократно усиливает твою личную силу.

«Волга». Екатерина Попова-Гамаюн. Фото: Радомир Лисицин

На обложке работа Казиса Ванклаусеза «Взгляд с небес»















Музыкальные новости






















СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *