Как воронежцы Лидия и Виктор Красюковы испытывали советские ракеты
Судьбоносная встреча
Лидия Красюкова – послевоенный ребенок. Она родилась в 1949 году в Тамбовской области в семье сельских учителей. Школу девушка закончила с золотой медалью, а в 1966 году поехала в Ригу поступать в Латвийский государственный университет.
– Почему Рига? Я туда поехала вслед за старшей сестрой, которая работала инженером на Прибалтийской железной дороге, – поясняет Лидия Алексеевна.
В университете девушка-медалистка поступила на химический факультет. На четвертом курсе познакомилась с выпускником Рижского высшего командно-инженерного училища Виктором Красюковым.
– Мы толком и не встречались. Через три дня после знакомства я сделал Лиде предложение, – вспоминает Виктор Борисович.
Но после свадьбы Виктор уехал служить на секретный испытательный космодром Капустин Яр в Астраханской области, а Лидия осталась в Риге – заканчивала учебу в университете.
Опасная работа
После получения диплома химика девушка отправилась вслед за мужем на космодром Капустин Яр. Это был сверхсекретный объект, где проходили испытания первых советских ракет. Первой из них была геофизическая баллистическая ракета Р-1, созданная по образцу немецкой А-4 (более известной как «Фау-2»). Ее пробный пуск состоялся в октябре 1947 года. В разработке ракеты участвовал выдающийся советский ученый Сергей Королев.
В последующие годы Капустин Яр был местом испытания баллистических, геофизических и метеорологических ракет.
Лидия Алексеевна вспоминает: военный городок был закрытым. Опаздывать на работу было нельзя. Даже на рынок военные ездили с пропусками.
– Наш военный космодром никогда не показывали по телевизору, в отличие от Байконура. Это был центральный научно-исследовательский полигон Минобороны с кодовым адресом «Москва-400», – рассказывает женщина.
В Капустином Яре Лидия Красюкова работала в военной физико-химической лаборатории – занималась анализом компонентов ракетного топлива.
– Работа была не столько тяжелая, сколько очень ответственная и опасная. Каждый боевой пуск требовал строжайшей перепроверки топлива, которое заправляется в ракету, – вспоминает Лидия Алексеевна.
В лаборатории женщина проработала восемь лет. Потом шесть лет была старшим инженером БРИЗа – Бюро рационализации и изобретательства в службе ракетного вооружения.
– Мы занимались планированием и координацией рационализаторской и изобретательской работы всех частей полигона. Заявки на изобретения мы посылали в Москву, в БРИЗ ракетных войск, а затем они проходили государственную патентную экспертизу, – пояснила Лидия Алексеевна.
Не менее ответственная служба была и у Виктора Борисовича. Он руководил запуском гео- и астрофизических ракет, а также запуском спутников по национальным и международным программам. Трудился начальником стартового комплекса (площадки, с которой запускали ракеты) и команды (в ней было свыше 100 человек).
У супругов Красюковых сохранился ценный фотоархив с газетными вырезками, в нем – фотокарточки взлетающих ввысь с космодрома ракет. На одном из снимков – молодой Виктор Борисович, залезающий по лестнице на ракету.
В 1970 году инженер принимал участие в запуске первой геофизической ракеты «Вертикаль-1». Она предназначалась для исследований коротковолнового излучения Солнца и метеоритных частиц, а также их воздействия на атмосферу Земли. (К слову, всего в СССР было запущено 11 ракет серии «Вертикаль» в рамках международной программы «Интеркосмос»).
При участии Виктора Красюкова в космос полетел искусственный спутник Земли «Интеркосмос-16» для исследований ультрафиолетового и рентгеновского излучения Солнца.
Виктор Борисович работал и над международными проектами. Например, занимался сборкой, проверкой и испытаниями индийского спутника «Бхаскара».
Путь к стихам
На полигоне Виктор Красюков прослужил в общей сложности 18 лет. А общий стаж его службы в армии – 28 лет.
После увольнения в запас инженер вместе с Лидией Алексеевной переехал в Воронеж. Здесь еще 20 лет работал: сначала в НПО «Энергия», потом – в областной администрации, затем в общественной приемной полпреда Президента РФ по ЦФО Георгия Полтавченко.
Лидия Алексеевна работала вместе с мужем в НПО «Энергия». После 50 лет она неожиданно для самой себя начала писать стихи. Первым человеком, которому женщина решилась прочитать свои сочинения, был Виктор Борисович. Он же был ее первым критиком.
– Писать я начала ни с того ни с сего. Вожусь по хозяйству – и вдруг чувствую, что поэтические строчки рождаются сами. Я начала писать по 4-5 стихотворений в день, – вспоминает Лидия Алексеевна.
Когда было написано довольно много стихов, женщина решила издать первый поэтический сборник – «Поговорим о вечном». Книга вышла под авторством Лидии Семеновой – это ее девичья фамилия.
Сейчас у Лидии Алексеевны издано четыре поэтических сборника. Последний – «Души и радость, и печаль» – был издан в Москве, в издательстве литературного журнала «Форум».
В стихах Лидии Алексеевны читается любовь к природе и животным, ностальгия по родной деревне и родительскому дому. Автор поднимает и философские вопросы. Есть у Лидии Красюковой и гражданская лирика. Одно из стихотворений посвящено испытателям Капустина Яра.
С 2022 года Лидия Алексеевна начала писать стихи, посвященные нашим воинам на СВО. С 2025 года их вместе с гуманитарной помощью волонтеры передают на фронт нашим бойцам. Одно из ярких – стихотворение «Молитва».
– Это наша молитва о наших ребятах, – поясняет Лидия Красюкова.
«Семья – долг перед детьми»
У Лидии Алексеевны и Виктора Борисовича двое взрослых сыновей, двое внуков и две внучки. Женщина уверена: чтобы сохранить семейное счастье, супругам важно быть терпеливыми.
– Совместная жизнь, семья – это труд и огромный долг перед детьми. Ребенок хочет, чтобы у него были и мама, и папа. Нужно уступать друг другу, – считает Лидия Алексеевна.
По мнению Виктора Борисовича, родителям нужно быть для своих детей другом. Поднимать на ребенка руку, говорит он, ни в коем случае нельзя.
– Дружите со своими детьми. Сделайте так, чтобы они вас не только любили, но и уважали. Когда ребенок это чувствует, все остальное приложится, – добавляет Виктор Борисович.
«Молитва»
Я буду за тебя молиться,
Молитва любящих – проста.
Пари над миром гордой птицей,
И пусть горит твоя звезда.
Я буду за тебя молиться
Движеньем робкого перста.
Твоей любви мне не напиться,
Сомкнуты строгие уста.
Я буду за тебя молиться,
Пока у сердца слышен стук,
Пока не захочу проститься
Касанием незримых рук.
Я буду за тебя молиться,
Все силы исчерпав до дна,
И вспыхну тихою зарницей,
Что будет лишь тебе видна.
Я буду за тебя молиться,
Чтоб пуля-дура пощадила,
И чтобы божья плащаница
От смерти бы тебя закрыла.
Я буду за тебя молиться
И вовсе не кладя креста,
Душа навстречу заструится
Осенним золотом листа.