Организация медицинского обслуживания в советской Адыгеи
В начале 1920-х гг. регион подвергся значительным административным изменениям, как в рамках начатых экономических реформ, так и в процессе национально-государственного строительства в ходе формирования союзного государства – Союза Советских Социалистических Республик. При этом территория, выделенная в автономию, находились в глубоком экономическом и социальном кризисе. Пожалуй, наибольшую обеспокоенность вызывали тогда уровень медицинского обслуживания населения, охрана здоровья и санитарные условия в населенных пунктах с компактным проживанием горцев. Еще с имперских времен смертность здесь устойчиво превышала рождаемость
Организация медицинского обслуживания населения Адыгейской (Черкесской) автономной области, начавшаяся с национально-государственного самоопределения горского населения Кубано-Черноморской области, положила начало коренной модернизации социальной инфраструктуры области. В частности, 1920-е гг. стали временем формирования и качественного улучшения медицинского обслуживания черкесов. Здравоохранение, как государственная система, смогло обеспечить им право на бесплатную и доступную медицинскую помощь, получить организованное плановое медицинское обслуживание впервые за время вхождения в состав Российской империи. При этом власти впервые начали решать и вопрос о подготовке национальных кадров медработников. Это позволило сохранить народ, который к началу 1920-х гг. переживал критическую фазу своего развития и мог исчезнуть физически.
В начале 1920-х гг. в Советской России формируется государственная система здравоохранения, целью которой была организация бесплатного и доступного медицинского обслуживания населения. Правительство большевиков оставляло за собой право формировать социальную политику, в том числе в области медицинского обслуживания населения, исходя из своих идеологических принципов – классовых интересов, государственной собственности на средства производства. Приход большевиков к власти способствовал формированию централизованной системы государственного здравоохранения, основанной на принципах социальной медицины, которые были впервые развернуто озвучены на VIII съезде РКП(б) и предусматривали, прежде всего, бесплатное и всеобщее здравоохранение.
Наиболее ярко и эффективно эта политика проявилась в регионах с компактным проживанием малочисленных народов, в условиях российского самодержавия фактически не имевших возможности получать квалифицированную медицинскую помощь. В частности, после завершения в 1920 г. Гражданской войны, на Северо-Западном Кавказе также началось активное движение представителей национальных меньшинств за национально-государственное самоопределение в форме республик и автономий и, соответственно, важное значение приобрели процессы формирования государственной системы здравоохранения. Именно в ходе национально-государственного самоопределения черкесов – западных адыгов были предприняты первые системные организационные меры по предоставлению этому народу минимальных санитарных и медицинских услуг. На примере Адыгейской (Черкесской) автономной области предоставляется возможность изучить эволюцию социальной политики большевиков, которая стала одним из приоритетных направлений при реализации национальной политики.
Юго-Восток Советской России был важнейшим сельскохозяйственным регионом, но как политико-административную единицу его отличали полиэтничность, многоконфессиональность и разнообразие населения. При наличии казачества, как привилегированного сословия, в регионе присутствовал многообразный мир народов Северного Кавказа. С установлением весной 1920 г. Советской власти на Юге России начался процесс реализации большевистской национальной политики и практики в области социальной сферы, в том числе по оказанию медицинской помощи населению, охране здоровья и санитарного просвещения.
Для черкесов, как коренного населения региона, вопрос медицинского обслуживания был актуальным и требовал принятия поистине безотлагательных мер. Реализация социального проекта началась с организационно-правового оформления горцев в самостоятельную автономию. Горская секция начала активную работу среди черкесов, проживавших в Баталпашинском, Екатеринадарском, Майкопском отделах и Туапсинском округе, как по организации органов местного самоуправления, так и в сфере оценки уровня медицинского обслуживания населения и санитарно-эпидемиологического состояния в аулах. Представители национальной интеллигенции первыми заявили о критической ситуации, сложившейся в черкесских аулах в сферах здоровьесбережения и организации медицинского обслуживания.
При этом они обратили особое внимание на высокий уровень смертности среди жителей аулов, особенно в младенческом возрасте, и отсутствие элементарных противоэпидемиологических мер, которые могли бы предотвратить взрывной рост заболеваемости.
Горский исполком, который не только развернул среди черкесов активную работу по разъяснению задач государственного строительства, значения выборов в Советы и т.д., но и организовал обследование практически всех аулов на предмет медицинского обследования населения и предотвращения эпидемий.
К концу 1920 г. в Краснодарском отделе работали 28 участковых больниц на 620 коек. Конечно, этого количества медицинских учреждений и койко-мест было явно недостаточно, но для горцев даже такой уровень являлся совершенно немыслимым. С учетом того, что городское население области в три раза лучше было обеспечено лечебной помощью, чем сельское, а черкесы в основном проживали именно на селе, доступа к медицинской помощи они практически не имели. Ситуация с медицинским обслуживанием населения Кубано-Черноморской области в начале 1920-х гг. еще более осложнилась из-за миграционного кризиса, явившегося следствием неконтролируемого процесса пребывания беженцев из регионов, охваченных голодом.
В этих условиях возросла угроза эпидемий, среди которых наибольшую опасность представляли малярия (до 80 % инфицированных), холера, тиф, оспа. Работа медицинских учреждений в этих условиях была затруднена из-за отсутствия необходимого бюджетного финансирования. Тем не менее, даже в условиях хозяйственной разрухи удалось организовать прививочную кампанию против холеры, в результате которой были привиты более 150 000 чел., не считая воинских частей, где прививки были сделаны всем без исключения.
Заведующий Горским здравотделом А. Бжассо говорил: «Оспа, сыпной, брюшной и возвратный тифы, чесотка, скарлатина и корь делаются принадлежностью почти каждой семьи». Происходит рост так называемых «социальных заболеваний», прежде всего, венерических.
Среди населения велась медико-просветительская деятельность, проводились недели борьбы с определенными заболеваниями. Здравотдел областного исполнительного комитета выпускал специальные газеты на черкесском языке для организации санитарного просвещения. А на период сезонных полевых работ в области открывались дополнительные врачебные участки, фельдшерские пункты.
Особое внимание уделялось охране детства и материнства. К 1927 году были открыты 5 детских консультаций, детские летние ясли, одна школьная амбулатория, поликлиника с дневным пребыванием в г. Краснодаре. Этот год стал переломным в деятельности областного управления здравоохранения, бюджетное финансирование, которое выделала Советская власть, позволило организовать дальнейшую плановую работу.