Завещал не горевать! 95 лет Георгию Данелия
Георгий Данелия - больше, чем просто выдающийся кинорежиссёр, сценарист и писатель. Он сумел не только запечатлеть эпоху в кинематографе, а сделать это так, что она стала родной, понятной и близкой для каждого зрителя. Каждая его картина - целый мир, который по сей день не оставляет равнодушным ни одного зрителя по ту сторону экрана. 25 августа ему могло исполниться 95 лет.
Самые важные новости в Телеграм и ВКонтакте. Подпишитесь!
В киноискусстве он был ярко выраженный гуманист. Это понятие настолько затаскано, что лишний раз его неловко употреблять. Но когда талант и гуманизм находятся в одной связке, эффект может быть невероятным. Фильмы Данелии не устаревают именно потому, что это был естественный союз. На горло собственной песни наступать не приходилось. Заказных фильмов он не ставил. Это было счастливое совпадение. Интересы зрителей и режиссёра совпадали. Такое случается редко.
"Блат был слишком явный"
Георгий родился 25 августа 1930 года в солнечном Тбилиси, а уже через год его семья перебралась в Москву - отец устроился работать в Метрострой, а мать получила должность ассистента режиссёра на "Мосфильме".
Если мама (Мэри Анджапаридзе) - второй режиссёр на "Мосфильме" и лауреат Сталинской премии, тётя (Верико Анджапаридзе) - актриса, а дядя (Михаил Чиаурели) - режиссёр и сценарист, то сам бог велел поступать в главную кузницу кадров кинематографа, в святую святых, во ВГИК. А выпускник средней школы Георгий Данелия рассудил иначе: не стоит этого делать, потому что, как он в последствии написал в своих мемуарах "Безбилетный пассажир", "блат был слишком явный".
Стройка жить и писать помогает
Строптивый Георгий поступил в Московский архитектурный институт собственными усилиями, без всякой помощи и протекции. Как поётся в известной песне, ничто на земле не проходит бесследно. Учёба в архитектурном - это далеко не превратности судьбы Георгия, а дополнительный штрих в его творческой биографии. Дело в том, что после четвёртого курса студента Данелию направили на практику на возведение высотки МГУ на Воробьёвых горах. Знаменитый шпиль "храма науки" строили заключённые. Однажды двое из них решили сбежать и угодили в цементный раствор. Если бы не этот случай кинематограф лишился бы одного из самых комичных эпизодов из фильма "Джентльмены удачи".
Данелия успел поработать по специальности - после окончания учебы он попал в Институт проектирования городов (ГИПРОГОР). Георгий справлялся с работой вполне успешно: сдавал чертежи раньше срока, занимался масштабными проектами, такими как, например, план города Красноуфимска. Успел даже жениться на дочери министра строительства СССР Ирине Гинзбург, которая родила ему дочь Светлану. Правда, через год брак распался...
Наберут по объявлению!
Интересны события, которые повлияли на выбор Данелией режиссёрской стези. Однажды молодой архитектор возвращался домой через парк, наслаждаясь хорошей погодой и любуясь зеленью. И тут красивый пейзаж нарушил один штрих: на скамейке лежал мертвецки пьяный гражданин и храпел. Рядом с ним на земле валялась газета. Георгию стало неудобно, что он подобрал периодическое издание и накрыл им лицо выпивохи. Случайно его взгляд упал на страницу, где было напечатано объявление о наборе студентов на режиссёрские курсы при "Мосфильме". Это был знак судьбы.
С первого дня обучения было понятно: талант Георгия отличается своим масштабом и яркостью. Молодого выпускника вуза пригласили на "Мосфильм" на должность режиссёра-постановщика. Его дебютный фильм "Серёжа" (1960 г.) был отмечен высшей наградой на Международном кинофестивале в Карловых Варах. Но всесоюзную известность 33-летнему Данелии принёс фильм "Я шагаю по Москве", ради которого Данелия даже придумал новый жанр в советском кинематографе.
Если известный режиссёр Михаил Ромм высоко отозвался о ленте: "Картина начинается с улыбки и кончается ею. Она улыбается всеми своими кадрами", то угрюмые члены худсовета Госкино заявили: "А нам не смешно!" И фильм наверняка положили бы на полку, если бы Данелия не нашёлся назвать ленту "лирическая комедией". "Тогда так и напишите, что лирическая!", - буркнули цензоры и поставили подписи. Позже в титрах к фильму "Джентльмены удачи" сценарист Георгий Данелия подписал: "Нелирическая комедия".
Талисман режиссёра
В титрах многих фильмов Данелии указан актёр Р. (Рене) Хобуа. При этом нигде не указано кого же конкретно он играл. Это неудивительно, так как Хобуа никогда не снимался в кино... Когда Георгий Данелия и Резо Габриадзе писали сценарий к фильму "Не горюй!", то заспорили о развитии событий в сюжете и сделали несколько вариантов. Экспертом решили назначить кого-то из случайных людей, не связанных с кино... Этим случайным знакомым оказался строитель Рене Хобуа, который приехал в Тбилиси за стройматериалами. Сценаристы попросили его за бутылочкой вина выслушать разные варианты и сказать, какой из них лучше. Мужчина умолял отпустить его, жаловался, что опаздывает чуть ли не к министру. Сценаристы сжалились над "экспертом", а в качестве компенсации вписали его в титры. Потом "Р. Хобуа" стал своеобразным талисманом фильмов Данелии.
Человек из зала
Режиссёр всё время думал о зрителях, прислушиваясь не столько к профессиональной критике, сколько к реакции кинозала где-нибудь на окраине Москвы или Тбилиси. Но при этом повторяться не собирался. Однажды найденные режиссёрские приёмы не эксплуатировал. От него ждали второго фильма "Я шагаю по Москве", а он снимал "Не горюй!" После "Афони" шло "Мимино", а потом "Осенний марафон". Эти и другие фильмы Данелии вошли в золотой фонд советского кинематографа. Это был редчайший случай, когда "народное кино" получало признание на международных кинофестивалях (главный приз в Сан-Себастьяне в 1979-м и Золотой приз в Москве в 1977-м). С фильмами равновеликого Эльдара Рязанова такого не происходило...
Доброта в каждом кадре
Труднее всех Георгию Данелии давались съёмки фильма "Слёзы капали". В этом кино, которое он считает одним из своих лучших, имелось то, что не свойственно было самому режиссёру. В том андерсоновском сказочном сюжете тролль создал волшебное зеркало, которое отражало и преувеличивало всё дурное. Зеркало разбилось, и осколок попал в глаз некоему Павлу Васину. У Данелии, похоже, был совершенно иной дар. В его глаз, видимо, когда-то попал осколок другого волшебного зеркала. Оно приуменьшало всё дурное. Поэтому в его фильмах даже отрицательные герои обаятельны, а омерзительных нет вовсе.
Последняя книга мемуарной трилогии Данелии "Кот ушёл, а улыбка осталась" заканчивается словами: "Меня иногда спрашивают: - Неужели в жизни вы не встречали сволочей? Почему о них не пишете в своих книгах?" - "Встречал сволочей и предателей. И немало. Но все они крепко-накрепко заперты в мусорном ящике моей памяти. И вход им в мои воспоминания строго запрещён".
Но ладно бы только в воспоминания. Из фильмов Днелия тем более не делал мусорные ящики. Именно по этой причине они созданы для того чтобы их пересматривали и не пачкались.